Меню

Адаптация как мера здоровья

Адаптация и здоровье

Сегодня проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих дисциплин, находясь на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии, биологии. Существует множество определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях. Ф.З.Меерсон представляет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. Помимо генотипической адаптации, которая передается по наследству, существует стенотипическая адаптация, в ходе последней, по мнению автора, происходит формирование так называемого «системного структурного следа», что приводит к повышению мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма. Тем не менее «любая, даже самая успешная адаптация сопряжена не только с тратой энергии, но также с тратой структурных генетически детерминированных ресурсов организма».

Изучение процессов адаптации тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление этой реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом.

Ф.Б. Березин считает, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между организмом и средой.

По мнению М.Г. Агаджаняна, адаптация — динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Автор говорит о невозможности разрыва разных видов адаптации.

По мнению А.А. Налчаджян, адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Соответственно, адаптация, через социализацию формирует адаптированность личности.

Вышеприведенные точки зрения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.

В литературе изучены составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.

В.П.Казначеев, рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом.

По мнению Л.Н.Собчик, собственно психическая адаптация характеризуется показателями актуального психического состояния. Она выделяет два основных типа механизма адаптивного поведения: стенический — ведущие пики профиля по тесту MMPI по четвертой шкале (импульсивность), шестой шкале (ригидность), девятой шкале (оптимистичность) и гипостенический — ведущие пики по второй шкале (пессимистичность), седьмой (тревожность), нулевой (интроверсия). По мнению автора, повышение профиля MMPI по отдельным шкалам отражает действия соответствующих психологических механизмов, таких как «уход в болезнь» — пик по 1 шкале, отказ от самореализации и усиления контроля сознания — пик по 2 шкале, вытеснение из сознания негативной информации или трансформация тревоги в функциональные нарушения — пик по 3 шкале.

По Ф.Б. Березину ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три основных уровня: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня — организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня — оптимальное формирование психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.

Адаптационная стратегия всегда индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, причем каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов — физиологических, обеспечивающих постоянство внутренней среды и психологических, которые направлены на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного адаптогенного фактора.

По мнению Ф.З. Меерсона, М.А. Беребина, Л. И. Вассермана психическая адаптация понимается как системная, многомерная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой. Такая системная модель исследования предполагает анализ взаимосвязей физиологических, психологических и социальных компонентов. Изменение хотя бы одного из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов.

Ф.Б. Березин проводит аналогию с основными стадиями стресса по Г. Селье. Периоду первичной адаптации соответствует реакция тревоги, стабильной адаптации — стадия сопротивления, а адаптационному утомлению — стадия истощения. Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса по Ф.Б. Березину является тревога, ещё, тревогу можно рассматривать как охранительный и мотивационный механизм.

Интенсивность тревоги отражает индивидуальные особенности человека в большей степени, чем реальная значимость угрозы, поэтому часто разделяют тревогу как личностную черту, обуславливающую готовность к тревожным реакциям и реактивную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент. Тесная взаимосвязь между симптомами тревожности, вегетативными сдвигами дает основание полагать, что эти сдвиги являются компонентами единого симптома тревоги, являющегося по существу проявлением эмоционального стресса. Обычно тревога связывается с эрготропными проявлениями. А.Б. Леонова говорит об идентичности физиологического стресса и эмоционального (эмоциональное напряжение), но только в тех случаях, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Наиболее активно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения адаптации. Согласно этой концепции здоровье рассматривается, как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь как результат срыва адаптации. Адаптивные реакции при этом рассматриваются преимущественно по показателям системы кровообращения. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах

Читайте также:  Можно ли молится за здоровье некрещеных

М.А. Медведева, А.В. Ротова, Г.Л. Апанасенко, предложивших определять «количество здоровья физиологическими резервами организма -максимальной работой органов при сохранении качественных пределов их функций». Многие исследователи подчеркивают недостаточность для современной медицины классической оценки здоровья, основанной на противопоставлении болезни здоровью. Г.Л. Апанасенко, например, определяет здоровье (адаптацию) по резервам биоэнергетики. Прогрессивная эволюция живого связана с увеличением интенсивности энергообразования организмов. Основное условие существования всего живого — возможность поглощать энергию из окружающей среды, аккумулировать ее и использовать для осуществления процессов жизнедеятельности. Чем выше доступные для использования резервы биоэнергетики, тем организм жизнеспособнее, ибо жизнь поддерживается тратой энергии: работа многочисленных клеточных насосов, разнообразные процессы всасывания, выделения и внутриклеточного обмена — все это сопровождается энерготратами на всех уровнях. Чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру.

С позиции теории функциональных систем К.В.Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации их иерархических, мультипараметрических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Здоровый организм характеризуется, таким образом, системной и межсистемной гармонией. Слаженное взаимодействие функциональных систем в организме человека по иерархическому и мультипараметрическому принципам осуществляется на основе синхронизации ритмов их деятельности, а также ритмов, составляющих их отдельных элементов (хронотроп по А.А.Ухтомскому, 1936). Так, результаты экспериментов Судакова показали, что служащие, у которых вид сердечной деятельности и дыхания был синхронизирован, как правило, во время работы не обнаруживали психоэмоционального напряжения и утомления и показывали хорошие производственные результаты. Служащие, ритм сердцебиений и дыхания у которых не был синхронизирован во время работы, жаловались на психоэмоциональное напряжение и утомление. Эмоциональный стресс, как постулирует теория функциональных систем Судакова К.В., формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности. В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. Эмоциональный стресс нарушает имеющую место в нормальном организме гармонию внутри-и межсистемных информационных отношений. Вследствие этого, при эмоциональных стрессах, прежде всего, нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения. При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях, когда в центральной нервной системе складывается «застойное» эмоциональное возбуждение на основе непрерывных нисходящих влияний эмоциогенных систем, структур мозга на периферические органы, повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, гормональный гомеостазис и устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются нормальные механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Нередко это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На этой стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность генетического аппарата клеток.

Актуальной проблемой научных исследований становится изучение дифференцированного, в зависимости от возраста, пола, влияния макросоциальных перемен на психическое здоровье населения. Так, изучение современных макросоциальных изменений нашло свое отражение в работах Ю.А. Александровского. Он отмечает появление новых факторов, обуславливающих рост числа невротических расстройств: социально-политическая нестабильность, локальные войны, экологические крупномасштабные катастрофы, безработица, появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев. А.А. Чуркин, также отмечает, что формирование ППР на 50-55% обусловлено условиями и образом жизни, на 20-25% состоянием окружающей среды, на 15-20% генетическими факторами и лишь на 10-15% уровнем медицинской помощи и деятельностью органов здравоохранения. В тоже время Б.С. Положий приходит к выводу, что психологическая уязвимость значительной части жителей России является следствием социально обусловленной деформации их характера. Он отмечает, что глубинные перемены в обществе затронули практически все слои населения. Однако, в последующем, значительная часть людей успешно адаптировалась к новым условиям жизни, найдя в ней свое место и выработав новые паттерны поведения. К другой части общества относятся те, у кого под влиянием стресса социальных изменений развилась стойкая и выраженная психическая и социальная дезадаптация. Роль пластичности, устойчивости, флексибильности психики для успешной адаптации была отмечена еще в работах Н.Д. Лакосиной, Г.В. Залевского. Однако, связь формирования черт, которые можно отнести к «симптомокомплексу ригидности», с тоталитарным государственным устройством, одними из первых в отечественных исследованиях была подчеркнута Ф.В. Кондратьевым, Б.С. По их мнению, психическая ригидность большей части населения России является социально обусловленной и представляет собой, по сути «стигмат тоталитарного сознания». Планомерное и систематическое обезличивание человека, подчинение его чужим интересам, формирование «винтика» государственной машины царили в нашей стране более 70 лет. Итогом стало сотворение деформированной личности с уничтоженным собственным «Я». Такие люди могут быть достаточно адаптированы в социальных условиях, породивших эту деформацию. Однако стремительная демократизация общества явилась для них сильнейшим психологическим потрясением, причем основным стрессовым фактором стала неожиданно пришедшая свобода. Этот феномен подробно описан Э. Фроммом: «У обезличенного человека с утраченным чувством «Я» неожиданно пришедшая свобода вызывает острые чувства беспомощности, одиночества, тревоги, неизвестности. Неверие в собственные силы, неумение принимать самостоятельные решения ведут не только к неодолимому желанию вернуться в прошлое, привычно раствориться в сильнейшем целом, но и к глубокому внутриличностному конфликту». Обращаясь к психоаналитической концепции, Э. Фромм описывает «рецептивный» и «эксплуататорский» типы характера, затрудняющие адаптацию к новым условиям жизни. Первый тип — типичный пример выработанного при социализме пассивного иждивенчества, лишающий человека способности в короткие сроки стать инициативным и решительным. Происходящие перемены воспринимаются катастрофическими, а прошлое чрезмерно идеализируется. Такие люди становятся легковерными жертвами различных афер, а нарушения их адаптации, зачастую, достигают характера клинически оформленного психического расстройства. Второй тип характеризуется завистью, цинизмом, подозрительностью. Его декомпенсация в изменившихся условиях носит характер деструктивного, зачастую, антисоциального поведения.

Читайте также:  Репродуктивное здоровье населения нашей страны

Итак, обзор литературы по проблеме адаптации раскрывает различные взгляды к данной тематике: одни авторы рассматривают адаптацию на основе физиологических характеристик, другие на основе психологических, социальных и других особенностей.

Источник

Адаптивность и здоровье
статья на тему

Актуальным направлением психологического сопровождения обучающихся школ (колледжей, училищей, лицеев) является развитие их адаптивных способностей. В статье дается теоретический анализ литературы, посвященный взаимосвязи адаптивности и здоровья человека. Адаптивные способности являются критериями психологической зрелости молодого человека, определяющими его готовность к решению жизненных задач при сохранении физического, социального и психологического благополучия.

Скачать:

Вложение Размер
adaptivnost_i_zdorove.docx 20.67 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

Под адаптивностью понимают способность системы (организма, индивида, личности) к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность является синонимом «нормы», «здоровья», т.е. адаптивность – оптимальное качество живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].

По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].

Под устойчивой адаптацией личности понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.

По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек адаптивен тогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Критериями оптимального состояния считают: 1) максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность: как наибольшей ее величины (сила), так и наименьшей – быстрота реагирования; 2) адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы [1].

Адаптивные свойства организма человека служат мерой его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него условиях среды. Адаптационный процесс можно рассматривать на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения, базовые психические функции, психофизиологическая регуляция, физиологические механизмы обеспечения жизнедеятельности, функциональные резервы организма, здоровье.

Способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности, определяют понятием здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают: структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].

В связи с этим определением понятие здоровья делят на: физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].

В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].

В рамках «адаптационной модели здоровой личности», определенной О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром [4]. Для здорового человека оказывается важным полноценное участие в различных видах жизнедеятельности.

Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].

А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация – «это нарушение возможности перестройки системой или ее элементом своей структуры с целью адаптации к новому фактору среды…» [5, с.33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая дезадаптация наступает при «прорыве» адаптационного барьера, ломке динамических стереотипов в ЦНС, сложившихся в процессе онтогенеза [8].

Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если давление на «барьер психической адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].

Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня, низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].

Таким образом, устойчивость к стрессу является одним из важнейших факторов безопасности личности и сохранения здоровья в экстремальных условиях. Адаптированная психическая деятельность, в том числе профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.

Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.

  1. Адаптация к профессиональной деятельности/ Физиология трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.
  2. Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
  3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
  4. Васильев И.А., Магомед — Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
  5. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
  6. Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. — С.12-14.
  7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
  8. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431 с.
  9. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
  10. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
  11. Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. . канд. психол. наук : Тверь, 2002. — 268 c.

Источник

Adblock
detector