Меню

Адаптация как критерий психического здоровья это

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СТРЕССА

Ю.А. Александровский [1] определяет адаптацию как динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Общепринято рассматривать психическую адаптацию как результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно,психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье,основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) [5].

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как: ощущение неопределенной угрозы; чувство опасения и тревожного ожидания; неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Ф.Б.Березин [2] определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности ‒ не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции ‒ тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога ‒ центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

Читайте также:  Только заговоры для здоровья

4) страх ‒ тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы ‒ нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение ‒ вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов:

1) аллопсихический механизм ‒ действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

2) интрапсихический механизм ‒ обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности [4].

Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», тревога активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы, как считает Ф.Е. Василюк [3], могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Экспериментальные психологические исследования позволили выявить личностные качества, имеющие первоочередное значение для эффективной адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. А.Г. Маклаков назвал совокупность данных качеств личностным адаптационным потенциалом. Чем выше уровень развития адаптационного потенциала, тем в более жестких условиях военнослужащий может успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Эффективность адаптации зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того, насколько человек воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или неточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. К числу таких характеристик относятся уровень нервно-психической устойчивости, особенности самооценки личности, ощущение своей значимости (референтности) для окружающих, уровень конфликтности, наличие опыта построения контактов с людьми, ориентация на моральные нормы общества, степень принятия групповых норм воинского коллектива.

Нервно-психическая устойчивость оценивает склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий. Для лиц с признаками нервно-психической неустойчивости характерна повышенная эмоциональность, эмотивная и когнитивная неустойчивость, импульсивность, высокий уровень тревожности. Как правило, военнослужащие данной группы обладают признаками акцентуаций личности, психопатий и различных пограничных нервно-психических расстройств.

Не менее важную роль в обеспечении успешности адаптации играет самооценка личности. Лица с низкой самооценкой тревожны, неустойчивы, апатичны, обладают повышенной утомляемостью, часто теряют интерес к жизни, не видят жизненных перспектив и нередко совершают суицидные действия.

Читайте также:  Что для здоровья прерванный половой акт

Для успешной адаптации военнослужащего весьма важно и то, как к нему относятся окружающие. Положительное отношение окружающих способствует адаптации, а отрицательное, напротив, затрудняет протекание адаптационных процессов. На субъективном уровне это проявляется в виде ощущения поддержки со стороны окружающих или ощущения своей значимости для других (референтности). Ощущение своей значимости и одобрения со стороны социума может стимулировать активность и выступать в качестве компенсации некоторых негативных характеристик, что увеличивает вероятность успешной адаптации в новых условиях, а отсутствие такой информации или ощущение ненужности, напротив, приводит к осложнению процесса адаптации, усиливает проявление отрицательных качеств, в том числе и нервно-психической неустойчивости.

Не менее важной стороной процесса адаптации является социализация. После призыва в ряды Вооруженных Сил или поступления на военную службу по контракту социальная роль индивида существенно меняется. В рамках концепции личностного адаптационного потенциала проблема социализации рассматривается в 2 аспектах: адекватность восприятия морально-нравственных норм и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным очевидно, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению личности военнослужащего.

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. ‒ М., 1976.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. ‒ Л., 1988.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. ‒ М., 1984. ‒ С.11-12.

4. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. ‒ Л., 1976. – С.26.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. ‒ М., 1960. – С.52-58.

Источник

Понятие адаптации как основного критерия психического здоровья

Адаптация- умение соответствовать не только миру явлений, вещей, предметов, правил, так и собственному субъективному миру. При этом необходимо поддерживать некий баланс, равновесие, учитывая зачастую разную направленность требований этих двух реальностей.

В этой связи, используемое в медицинской и патопсихологической модели понятие адаптации, являясь универсальным критерием психического здоровья на психофизиологическом и индивидуально-психологическом уровнях, не может быть таковым на уровне личностно-смысловом. Высокий уровень адаптированности личности к нормам, правилам общества зачастую приводит к отказу от потребностей своей природы, своего Я – и порождает такие феномены, как конформизм, автоматизм и в целом, ведёт к психологической смерти. На феномен «человека без психики» указывали К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Шостром, и др.

Читайте также:  Психологическое здоровье учащихся среднего звена

Два уровня адаптации: Внешний ;Внутренний (нормы, правила, требования социума) (потребности своего Я).

Одними из первых в психологии начали говорить о двух уровнях адаптации – внешнем и внутреннем К.Г. Юнг и Э. Фромм. Так К.Г. Юнг считал, что человек должен уметь приспосабливаться к двум различным сторонам жизни – сначала к её внешней стороне (профессия, семья, социум), а затем и к внутренней – потребностям своей природы. Игнорирование и того и другого, по его мнению, может привести к неврозу . Необходимым условием адаптации на внешнем уровне выступает нормальное психическое развитие, на внутреннем уровне – развитие личности, индивидуальности, субъективности. В работах И.В. Дубровиной установлено, что основу психического здоровья, его условие составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Условием же личностного, психологического здоровья выступает полноценное личностное развитие.

5. Понятие внутренних критериев психического здоровья: формирование и способы изучения.’

НЕТ ОТВЕТА.

Психическое здоровье— это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную услови­ям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности.

Самым существенным критерием душевного (психического) здоровья, по мнению словацкого психолога Л. Пожар, является интеграция личности в социальную среду и ее динамическое равновесие с ней. Для определения душевного здоровья не достаточно только констатации отсутствия душевной болезни. Душевное здоровье значительно шире этих рамок и должно гармонично проявляться в трех областях: в отношении к себе, в отношении к другим людям, в отношении к жизни.

В сфере психических состояний обычно включают:

— эмоциональную устойчивость (самообладание);

— зрелость чувств соответственно возрасту;

— совладание с негативными эмоциями (самые разрушительные из них — страх, гнев, жадность, зависть);

— свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

— сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

6. Понятие «группы психического здоровья» (Тромбах).

С. М. Тромбах называет следующие признаки, определяющие здоровье:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности;

3) уровень функционирования основных систем организма;

4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и подростков и при оценке состояния их здоровья.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

I группы здоровья

II физическое развитие (здесь и далее — ФР) и степень его гармоничности. Отклонения в ФР могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной систем, а также отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Иногда бывает «конституционально низкий рост».

III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка.

IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости

V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.

VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний

Источник

Adblock
detector