Меню

Адаптационный эталон здоровья это

Характеристики социокультурных эталонов здоровья

Структурные элементы эталонов Виды эталонов
Античный Адаптационный Антропоцентрический
Дефиниция здоровья Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности
Характеристики здоровой личности Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия Приспособленность к природному окружению, нормальность (соответствие социальным нормам), стрессоустойчивость (способность поддерживать оптимальный уровень функционирования), гармоничная включенность в сообщество людей Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность (согласованность мыслей, чувств и действий), духовная автономия, целостность
Основные условия и принципы оздоровления Умеренность и соразмерность, забота о себе, «жизнь, согласно природе» Природосообразность, всесторонняя социализация личности, примирение биологического и социального начал в человеке Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция
Пути оздоровления Очистительный ритуал, катартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами), единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и природным окружением), гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества Творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики, мистический путь освобождения

Античный эталон здоровья. Основные положения его концепции

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

1.Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

2.Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

1. Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

2. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

ý Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

ý Катарктика (катарсис — очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

ý Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

Адаптационный эталон здоровья

Это альтернативная модель. Такое представление о здоровье стало продуктом научной мысли XIX в. Оно возникло на стыке социологического подхода и биологических наук и является основным для медицины и психиатрии. Данная модель также является базовой и для психологии. Ее часто рассматривают в социальной психологии в западных концепциях.

Адаптационная модель здоровой личности использует главным критерием оценку оптимального функционирования человека, т.е. характер и степень включенности индивида в эколого-биологические и социальные системы.

Теоретические предпосылки модели:

1.Эволюционное учение Ч. Дарвина (естественный отбор, борьба за существование).

2.Социология Э. Дюркгейма, который рассматривал любое проявление психической или духовной жизни человека как функцию, прежде всего, его социальных отношений.

Из этих двух теорий медицина и психология позаимствовала 2 главных параметра: приспособленность или адаптация к окружающей среде и гармоничная включенность человека в сообщество людей.

Включает в себя 2 уровня: индивидуальный и общевидовой. Рассмотрим индивидуальный подход.

Теория стресса Ганса Селье. Выделяется 3 стадии стресса: мобилизация всех ресурсов, собственно резистенция (сопротивление, создание системы собственных психологических защит и копинг-стратегий) и истощение. Селье говорил о том, что стресс – это нормальное явление, есть зависимость от стрессоустойчивости организма. Стресс организму нужен для того, чтобы без серьезных потерь организм мог встречаться с более серьезными неприятностями. На основе своей теории Селье предложил кодекс здорового и полноценного существования. С помощью правил этого кодекса человек может поддержать стресс на оптимальном уровне и избежать дистресса.

Теория Уолтера Кеннона. У него было то же самое понимание здоровье: наш организм может сам справляться с негативными условиями среды. Он соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость (постоянство внутренней среды). Он ввел в науку термин «гомеостаз».

Иоган Шульц на основе этого учения создал свое собственное учение. Он разработал особую систему психофизического саморегулирования – «аутогенная тренировка». Один из последователей И. Шульца – Хеннон Линдеман – видел в болезни нарушение системы психофизиологической саморегуляции. Главной причиной нарушения является урбанизация и негативное переживание по поводу неудач. Он полагал, что необходимым условием оздоровления является установка на поддержание внутренний стабильности, т.е. нужна не просто аутогенная тренировка, а нужно «аутогенное погружение». Это эффективный метод сознательного формирования очень сильной установки, которая может быть сформирована только в экстремальной ситуации. Он проводил собственный эксперимент (плавание на надувной ложке через Атлантику).

Существуют биологические общевидовые теории. Они используются для оздоровления нации, общей популяции человечества. Теория нормального функционирования может изучаться в свете теорий приспособления человечества как вида:

Теория К. Лоренца. Лоренц говорил, что любые «проявления душевной жизни» и любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. В книге «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания» он рассматривает эволюцию человечества, которая при определенных условиях может привести к негативным последствиям. По Лоренцу, «эволюция есть процесс познания», т.е. познание – это видовая приспособительная функция.

Теория В.И. Вернадского. Здоровье определяется в масштабах биосферных процессов. Человечество – это составная часть биосферы, которая обеспечивает постепенное преобразование ее в ноосферу, т.е. в сферу духовной активности человека.

Концепция «космопланетарного» феномена человека Казначеева и Спирина. Авторы предлагают четко разграничить здоровье отдельного человека и целой популяции, т.к. здоровье популяции – это процесс долговременного приспособления или развития жизнеспособности в ряду поколений. Поэтому обязательно нужно рассматривать здоровье одного человека, критерием которого является производительность и продуктивность. Основной параметр, определяющий продуктивность – количество лет здоровой жизни.

Основным является понятие социальной адаптации. На первый план выступает всесторонняя социализация личности.

Социологический подход Э. Дюркгейма. Он противопоставляет человека как существа социального «единому царству природы», т.е. личность – это исключительно продукт социальных отношений, общество – альтернатива природе, человек – это «социальное животное». «Высшей духовной реальностью, стоящей над индивидом признается коллектив». Дюркгейм раскрыл феномен суицида: причина ухода из жизни лежит все индивида, в сфере его отношений и связей с социумом.

Подход «социального конструирования реальности» или социальный конструкционизм М. Вебера. В рамках этого подхода была создана концепция Бергера и Лукмана: «человеческая природа – это социокультурная переменная». Социальный конструкционизм нанес сокрушительный удар по главному духовному достоянию запада – человеческой субъективности.

Концепция П.Д. Тищенко. Он выпустил книгу «Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез», пытаясь применить теорию социального конструирования объективной реальности к изучению феноменологии здоровья на материалах современной биомедицины и генетики. «Здоровье – это не естественный феномен, а социальный артефакт». В результате появилась проблема биологической этики.

В социальном плане на основе всех этих теорий здоровье понимается как нормальное состояние, а болезнь – отклонение от нормы. Адекватность поведенческих реакций, способность к научению, работоспособность – таковы устойчивые социальные характеристики здорового человека. В современной психологии и медицине сформировался социально ориентированный и дискурсивный подход к проблематике здоровья. Он является более мягким по отношению к предыдущим концепциям, однако определяет здорового человека как того, кто эффективно функционирует. Согласно такому нормоцентрическому подходу любое нарушение психического здоровья – это отклонение от нормы и может рассматриваться как определенная форма социальной дезадаптации.

Читайте также:  Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья солодянкина

В психологии представителем такого подхода была теория Адлера. Адлер сделал вывод, что необходимо принять логику нашей общественной жизни как истину. Правила общественной жизни так же очевидны, как законы климата. Человек – слабое животное, и он сможет выжить только благодаря стадному образу жизни. Либо человек представляет собой неполноценный организм, который постоянно преодолевает свою неполноценность, изобретая механизмы и способы адаптации. Наиболее здоровый способ, как считал Адлер, – это всестороннее развития социального чувства, социального инстинкта, стремление к солидарности, т.е. способность кооперироваться с другими людьми. Основными источниками психопатологии и здоровья является чувство неполноценности и чувство общности. Уход в болезнь – это своеобразный способ компенсации неполноценности. Идеальная личность – это такая личность, которая ведет жизненную игру согласно законам общества. Подход Адлера представляет собой выражение крайнего социологизма в рамках психологических теорий.

Источник

Ближайшие тренинги

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Психология здоровья человека

процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;

практика самоанализа или “рассуждений о делах” — ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий, и наконец,

работа мысли над собой — глубокая рефлексивная практика, предполагавшая самоосмысление, плодом которого стали знаменитые “Размышления” Марка Аврелия [191, с. 67—73].

Таким образом, самоисследование, наряду с укреплением тела, составляло, согласно версии Фуко, необходимую часть здоровой жизни античного человека и не рассматривалось как привилегия философов. В античной культуре оздоровление представляло собой единую систему мероприятий, охватывающую все стороны материальной и духовной жизни. Оздоровительные практики были непосредственно и гармонично включены в ежедневную социальную жизнь, а их реализация возлагалась, главным образом, на самого индивидуума, поскольку для поддержания здоровья индивидуальная “работа над собой” была не менее важна, чем специализированные медицинские процедуры. Да и античная медицина, по мнению Фуко, не ограничивалась лечебной “техникой вмешательства”, но предполагала особый “корпус знаний и правил, определяющих образ жизни”, “способ осмысленного отношения к себе, к своему телу, к различным формам деятельности и вообще ко всему, что окружает человека” [там же, с. 112].

4. Античная модель: отголоски и параллели

Итак, мы попытались систематизировать античные представления о здоровье и болезни, выявляя наиболее общие положения и объединяя их в единую концепцию. Теперь мы предпримем попытку доказать, что лежащий в основе этой концепции социокультурный эталон здоровья следует рассматривать как устойчивый и универсальный, поскольку он не только представляет собой достояние античной культуры и ее ответвлений, но также может быть обнаружен в других, чуждых античности, культурных традициях. В философских и медицинских произведениях разных культурных эпох мы можем встретить явные параллели изложенной выше концепции здоровья. Причем это не только “отголоски”, заимствования, но и идеи, происхождение которых исключает какое-либо античное влияние. Если западная культура унаследовала основные представления о здоровье и болезни у античности, то в восточных учениях сходные представления могли сформироваться лишь на основе аналогичного и, следовательно, универсального паттерна (образца). Сходство различных по своему происхождению представлений доказывает универсальность обозначенного ими “эталона здоровья”. Покажем это на конкретных примерах.

Основополагающая для античного понимания здоровья идея соразмерности и умеренности периодически встречается в прославленном трактате Лао-Цзы “Дао дэ цзин”. “Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго, — учил Лао-Цзы. — Нет греха тяжелей страстей. Нет беды тяжелей незнания удовлетворения. Нет преступления тяжелей жадного хотения приобрести много. Вот почему знающий меру бывает доволен своим положением” [101, с. 273]. Лао-Цзы не говорит напрямую о здоровье; в его трактате речь идет скорее о мудром благоустройстве жизни. Однако он проповедует те же добродетели здорового и гармоничного существования, которым посвящены и классические тексты античной философии, а именно: невозмутимость и воздержанность. “Воздержание это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства” [там же, с. 278]. Соответственно, чрезмерность — главный враг. “Кто увлекается, тот потерпит большой убыток. Кто имеет много, тот может потерять больше, нежели имеющий мало” [там же, с. 273], “множество — начало потери”, “самый громкий голос не слышен; (слишком) большое изображение не имеет никакой формы” [там же, с. 272]. Изречения Лао-Цзы во многом созвучны базовым принципам античной этики самоограничения: согласно китайскому мудрецу, сдерживать себя необходимо как в обладании, так и в знании. Трудно удержаться от аналогии с Сократом, читая в “Дао дэ цзин”: “Нет знания. Вот почему я не знаю ничего” [там же, с. 282]. Не обширное знание, но знание меры определяет благополучие. А болезнь — результат несдержанности: “Кто болеет телесною болезнью, тот еще не есть действительно больной. Кто, зная много, держит себя, как знающий много, тот болен” [там же, с. 283]. Иными словами, человек перешагивает порог болезни тогда, когда возлагает на себя слишком многое, сверх всякой меры. Здоровый и святой человек, по Лао-Цзы, идентичны, поскольку “святой не знает болезни”, хотя и может заболеть телесно. Он умерен, смиренен и скромен во всем, а в душе его всегда царит невозмутимость. Жить так значит следовать Дао или, как завещали философы-стоики, поступать согласно Природе.

Другой великий мудрец Древнего Китая Конфуций создал прославленное учение о золотой середине, основные положения которого также во многом созвучны античным представлениям о здоровом и благополучном существовании. Согласно Конфуцию, состояние золотой середины является высшим и наиболее совершенным духовным состоянием, из которого проистекает любая человеческая добродетель. Это состояние, находясь в котором душа сохраняет полное равновесие, избегая крайних проявлений чувств, страстей и влечений. Все привходящие в душу переживания и впечатления занимают свое, строго определенное место и выстраиваются вокруг некоего центра или точки равновесия; каждое душевное движение “знает” свой предел. Мы могли бы назвать это здоровым состоянием души. Конфуций писал: “Когда чувства проявляются в душе и достигают своего нормального предела, состояние, в котором находится душа, может быть названо гармонией. Равновесие это великий корень, основа, из которой вытекают все человеческие поступки, а гармония — тот общий путь, по которому все должны идти. Пусть равновесие и гармония достигнут степени совершенства, и счастье воцарится везде — и на небе, и на земле, и все будет развиваться и процветать” [96, с. 130].

Под золотой серединой Конфуций подразумевал “истинный путь жизни, по которому должны стремиться идти все живущие под небом”. Тот, кто идет этим путем, всецело подчиняется законам неба, которые руководят духовной жизнью человека. Эти законы, согласно Конфуцию, заложены в нашей разумной природе, и только жизнь, согласная с этой разумной природой, может быть признана истинной жизнью; в этом истинный путь или путь долга. Данное положение созвучно основному тезису стоической философии, которая постулировала, что только жизнь, согласная с природой, может быть признана здоровым и полноценным существованием. С античным мировоззрением учение Конфуция роднит также положение “о долге совершенствовать себя, устанавливая в сердце своем прямоту и правду”. “Очищение себя от всяких порочных страстей состоит в установлении прямоты в сердце своем. Если сердцем овладела страсть гнева, или оно движимо страстями радости и удовольствия, или поддается страху, то в нем не может установиться эта прямота. Когда душа не властвует над собой, то происходит так, что смотрят и не видят; слушают и не слышат; едят и не различают вкуса блюд” [там же, с. 116]. Прямота сердца в учении Конфуция аналогична блаженному состоянию самообладания и самоопределения, к которому человек приходит путем неустанного самосовершенствования и в котором античность усматривала высший идеал человеческого бытия в мире. Равновесие, жизнь, согласная с разумной природой вещей, и самосовершенствование — таковы универсальные критерии истинного, правильного и здорового, что является основополагающим как для конфуцианского учения, так и античной концепции здоровья.

Параллели античной концепции здоровья обнаруживаются и в других восточных учениях, в частности в буддизме, где бесстрастность и безмятежность выступают как основные цели глубинной “работы над собой” — медитативной практики. “Умиротворенное Сердце” — таков восточный образ внутренней согласованности, уравновешенности и самообладания: “Сердце, не колеблемое печалью, сердце, лишенное страстей, спокойное — это величайшее блаженство” [175, с. 90]. В Бхагавад Гите желаемое и совершенное состояние души определяется как “постоянная неуклонная устойчивость сердца при любых событиях, благоприятных и неблагоприятных” [там же, с. 91]. А Тартанг Тулку Ринпоче (Главный Лама Тибетского медитационного центра Нингмы) полагает, что оздоровление человека состоит в том, чтобы, преодолевая фрустрацию и противостоя непостоянству жизни, достигать внутренней уравновешенности. Главные преобразования происходят во внутриличностном плане: “окончательное решение приходит изнутри” [175, с. 176]. “В то время как мы искренне пробуждаемся от нашего болезненного состояния, мы можем начать изменять наши установившиеся отношения, и даже может иметь место некоторый реальный прогресс, — пишет Тартанг Тулку в работе “Жест равновесия”. — Хотя часто трудно даже признать, что является здоровым и благотворным, до такой степени наше окружение и ежедневный опыт искусственны; все же, когда мы, наконец, решаемся действовать естественно и уравновешенно, наши жизни оказываются в новом паттерне, чтобы произвести перемены. Нам уже не нужно покидать наши дома и семьи, так как перемены происходят внутри нас (выделено нами. — Т. Т.)”. Вместо растрачивания энергии в бесполезных мыслях и действиях, мы начинаем действовать конструктивно, так как основой духовного пути является развитие в нас самих того, что подлинно уравновешенно, естественно и исполнено смысла” [там же, с. 176 —177].

Читайте также:  Как здоровье светланы владимирской

Сходная с античной интерпретация здоровья как внутреннего равновесия противоположных по своей природе движущих сил человеческого организма составляет философскую основу традиционной китайской медицины. Понимание феноменов здоровья и болезни неразрывно связано с основными принципами фундаментальной теории ИНЬ —ЯН. ИНЬ и ЯН, согласно даосскому толкованию явлений природы, — это те исконные противоположности, борьбой и взаимопроникновением которых определяются все глобальные и локальные мировые процессы. Этими двумя противоположными началами регулируется и жизнедеятельность организма, каждая функция и каждое проявление которого может быть отнесено либо к ИНЬ, либо к ЯН. Именно “постоянным противоборством ИНЬ и ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается, — возникает заболевание. В 5-й главе “Су Вэнь” сказано: “Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ” [137, с. 21]. Очевидно, что в данном случае, как и в античных философских текстах, речь идет о соразмерности. Патологические явления в организме китайская медицина объясняет потерей относительного равновесия ИНЬ —ЯН, их избытком или недостаточностью. “Есть два типа патогенных факторов — ИНЬ и ЯН, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами “холода типа избытка” (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами “жара типа избытка” (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощении ЯН наблюдается относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами “холода типа недостатка”, а при истощении или повреждении ИНЬ устанавливается относительное преобладание ЯН, что ведет к синдромам “жара типа недостатка”. Кроме того, встречается одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется “взаимным опустошением ИНЬ и ЯН” [там же, с. 23]. Присутствие и влияние элемента той или иной природы определяется строением целого, а нарушение положенной ему меры чревато потерей равновесия и оборачивается болезнью. Мы можем заключить, что “баланс ИНЬ — ЯН” в организме является для китайской традиционной медицины основным критерием здоровья, аналогично тому, как в античной философии здоровье характеризуется внутренней уравновешенностью и согласованностью.

Интересную параллель античной концепции здоровья как равновесия движущих сил человеческого естества можно обнаружить и в архаических системах представлений, связанных с духовными и целительскими практиками шаманизма. Болезнь рассматривается в них как чрезмерное проявление отдельной части души или парциальной души, подавляющей активность других частей. Парциальная душа учиняет саботаж, выводя человека из здорового состояния внутреннего равновесия, и главная цель шамана состоит в ее усмирении. Так, в южноамериканских поверьях существует представление, согласно которому тяжелые роды и связанные с ними недомогания обусловлены тем, что парциальная душа или духовное начало матки (Муу) превышает свои полномочия и захватывает власть над душой будущей матери, взяв ее в плен и обрекая на бездействие парциальные души других органов. Шаман, облегчающий роды, должен при помощи определенных ритуальных действий блокировать Муу, заставив ее вернуться на свое место, не злоупотреблять своей властью и не покидать отведенных ей границ. Эта шаманская практика анализируется К. Леви-Стросом в главе “Эффективность символов” его “Структурной антропологии” [102].

В свете другого подхода, человек заболевает тогда, когда ему не достает “внутренней силы” для того, чтобы сохранять душевное и телесное равновесие, целостность, стабильность и самостоятельно противостоять вторжениям вредоносных сил. Целительная практика шамана состоит при этом в освобождении заболевшего от таких негативных внешних влияний, в выведении из его тела и души всего чужеродного и вредоносного. Это своего рода “архаическая катактика”. Так, Майкл Харнер в работе “Путь шамана” описывает специальную технику “высасывания”, применение которой требует от целителя предельной концентрации физических, душевных и духовных сил [197, с. 186—206]. Шаман всегда действует в союзе с силами Природы — это духи растений и животных, которые нередко руководят его действиями. Здоровое состояние, к которому приводит шаман своего “пациента”, заключается в восстановлении внутренней силы, позволяющей человеку самостоятельно упорядочивать телесные и душевные проявления, поддерживая внутреннее равновесие.

В целом шаманские техники целительства имеют преимущественно интрапсихическую направленность и затрагивают внутренний план человеческого существования, поскольку главный их принцип заключается в использовании и восстановлении внутренней силы, которая обретается посредством достижения особых состояний сознания. Искусство шамана выражается в умелом уравновешивании противодействующих сил, столкновение которых приводит к нарушению стабильности. Майкл Харнер писал, что “шаманы исполняют роль хранителей психического и экологического равновесия среди членов их этнической группы” [там же, с. 82], а Мирча Элиаде полагал, что шаманская практика требует полного владения собой и сохранения внутреннего равновесия при любой глубине экстатического транса, что и отличает духовный опыт шамана от обыденной психопатологии [211, с. 31]. Стремление сохранять внутреннюю уравновешенность и волевой самоконтроль в сочетании с полным доверием силам природы роднит шаманизм с античной (прежде всего, стоической) философской традицией. Жить в согласии с Природой, оставаясь автономным и независимым от внешних влияний, всегда “владея собой” — этот античный тезис просматривается и в представлениях, характерных для шаманизма. Можно допустить, что в шаманизме утвердились те же основные принципы оздоровления, что и в античной философии, но форма их выражения не философская, а скорее мифопоэтическая или символическая.

Античные принципы здорового существования нашли отражение и в средневековой медицине. Средневековье заимствовало у античности не только “гуморальную теорию” школы Гиппократа, объясняющую здоровье и недуги оптимальным или нарушенным соотношением жидкостей человеческого организма, но и более общую универсальную концепцию внутренней уравновешенности, основанной на гармонии души и тела. Это четко прослеживается в арабской школе врачевания, прежде всего, в трактатах Ибн Сины (Авиценны). “Здоровье зависит от уравновешенности человеческой натуры и от пропорциональности ее сложения”, — писал Авиценна в “Трактате по гигиене” [3, с. 660]. Под “пропорциональностью сложения” в данном случае подразумевалось оптимальное соотношение привходящих элементов. “Сохранение здоровья, — продолжал Авиценна, — обеспечивается уравновешением одних вещей и избежанием других” [там же, с. 660—661]. Согласно его системе, “к уравновешению вещей относятся: уравновешение воздуха, уравновешение пищи, уравновешение питья, уравновешение бодрствования, уравновешение сна, уравновешение телесных движений, уравновешение душевных движений, уравновешение покоя и отдыха, а также уравновешение того, что должно вывести из организма и что следует задержать в нем” [там же]. Иными словами, здоровье достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство. Постоянное поддержание такого состояния и приводит человека к здоровью.

Известно, что созданный Авиценной “канон медицинской науки” оказал огромное влияние на развитие медицинской мысли в Средневековой Европе. Возможно, поэтому уравновешенность стала основным критерием здоровья и в европейской средневековой медицине, которая унаследовала как арабские, так и античные традиции врачевания. Следуя заветам античных и арабских врачей, средневековые врачеватели Европы стремились привести своих пациентов к безмятежному, спокойному, уравновешенному состоянию, в котором они усматривали эталон здоровья. Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. “Лучшие врачи — умеренность и покой” — таков лейтмотив медицинских трактатов этой эпохи. Автор “Салернского кодекса здоровья” Арнольд из Виллановы (Арнольдо де Вилланова) наставлял:

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Слово diaeta, часто встречающееся в медицинских трудах ученых Средневековья, относится отнюдь не только к еде, но обозначает также “умеренность в жизни вообще” [123, с. 216], что полностью соответствует основному античному принципу оздоровления. Соблюдение меры, согласно воззрениям врачей и ученых медицинской школы в Салерно, является первоосновой здорового существования.

Впрочем, следование античной традиции обнаруживается не только в западной медицине, но и в философских учениях, рассматривающих необходимые условия и основания полноценной человеческой жизни. Так, подчинение “страстей души” или “аффектов” разуму было основополагающим принципом разумной упорядоченности жизни для столпов западной философии Нового времени Рене Декарта и Бенедикта Спинозы. Следование этому принципу, согласно картезианскому учению, не только спасает от заблуждения и ошибки в познании мира, но также позволяет, сохранить самоидентичность и самотождественность в любых жизненных обстоятельствах. Так, в трактате “Страсти души” Декарт, следуя духу античной философии, утверждал, что душевная сила или слабость человека определяется его способностью управлять своими страстями [66, с. 503—504]. Только когда воля руководит страстями души, основываясь на верных и трезвых суждениях, человек способен жить в согласии с самим собой, избегая бесконечной внутренней борьбы противоположностей. Причем, согласно Декарту, нет души настолько слабой, чтобы при хорошем руководстве она не смогла бы приобрести полной власти над своими страстями [там же, с. 505]. Разумное самообладание, в основе которого лежит союз воли и разума, признается Декартом высшим и идеальным душевным состоянием, поскольку в его системе разум выступает по отношению к страстям как высшая часть души. В такой интрапсихической иерархии можно увидеть не только господство Разума и расцвет западного рационализма, но и надежное основание внутренней упорядоченности, согласованности и цельности, без которых немыслимо душевное здоровье индивида.

Античное влияние ощутимо и в более поздних творениях западной мысли. Так, Гёте, стремясь выделить принципиальное различие “нормального” и “ненормального” в природе, обращается к античной идее упорядоченного соотношения элементов, подчиненных строению целого. “Природа образует нормально, когда бесчисленным отдельным элементам она дает правило, определяет и обусловливает их; ненормальными же явления бывают тогда, когда берут верх отдельные элементы и проявляются произвольно, с виду даже как будто случайно, — писал Гёте в “Максимах и размышлениях”. — Каждый лист, каждый глазок имеет сам по себе право быть деревом; чтобы они не достигли этого, их связывает господствующее над ними здоровье стебля, ствола” [52, с. 318]. Иными словами, нормальное развитие любого организма, согласно Гёте, требует ограничения проявлений отдельных элементов и их соподчинения в пределах гармоничного целого.

Читайте также:  Поликарбонат опасен для здоровья

Античные идеи и принципы исповедовал также соотечественник Гёте, немецкий мистик и ученый Карл Эккартсгаузен. Умеренность, забота о себе, следование природе признаются необходимыми условиями здоровья в его трактате “Ключ к таинствам Натуры”. В учении этого автора взгляды Гиппократа сочетаются с тезисами стоической философии. О здоровье и происхождении болезней Эккартсгаузен писал: “Здравие тела состоит в равновесии соков, излишек или недостаток есть источник всех болезней. Несчетное множество зол произошло оттого, что мы, не радея о самих себе, уклонились от путей Натуры (Природы)” [210, с. 71]. “Все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь” [там же, с. 112]. И в данном случае у болезни признается тот же источник — нарушение меры и неупорядоченность страстей. Страсти и болезни сопровождают друг друга, тогда как здоровое состояние соприродно внутреннему равновесию и покою. Для оздоровления души и очищения ее от болезненных страстей необходимо приведение всех чувств к гармонии, что возможно, в частности, благодаря целительному воздействию музыки на человеческие чувства.

Отголоски античной мудрости слышатся не только в немецкой мистике и натурфилософии XIX в., но и в психологической науке XX столетия. Несмотря на сложность и своеобразие современного научного языка, мы можем различить вечные античные истины в общем массиве новейших психологических знаний. И основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, который сделал античного героя Эдипа символом человеческого удела, а также ввел в психотерапию греческое понятие “катарсис”, во многом следовал основным тезисам античной концепции здоровья, когда стремился выявить причины внутриличностного рассогласования и постулировал знаменитое: “Там, где было Ид (т. е. страсти, влечения, аффекты), должно укрепиться Эго (разумное Я)”. Роберто Ассаджиоли, глава школы психосинтеза, видевший главную цель психотерапии в примирении враждующих субличностей, воссоединении отколовшихся компонентов Я и достижении внутренней гармонии, исповедовал те же великие принципы, сформулированные греческими мудрецами и римскими стоиками; поэтому нетрудно усмотреть античную идею самообладания и самодовления в его высказывании: “Вы не должны следовать за своими чувствами — но пусть ваши чувства следуют за вами” [ 11 ]. Иными словами, как бы не изощрялось западное мышление, блуждая в лабиринтах самопознания, оно постоянно тяготеет и склонно вновь и вновь возвращаться к простым, основополагающим идеям бессмертной античной философии.

Античное понятие равновесия, гармонии или оптимального соотношения гетерогенных составляющих человеческой природы представляется просто необходимым связующим звеном и объяснительным принципом в междисциплинарных, комплексных исследованиях здоровья. Это тот философский конструкт, который позволяет объединить различные аспекты проблемы в ее целостное видение. Поэтому и в современных научных концепциях здоровья (в частности, отечественных авторов) нередко используется универсальная идея внутреннего баланса. Например: “психическое здоровье это, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов” [200, с. 73], или “баланс интеллекта и аффекта, т. е. свободы и права на выражение своих чувств со способностью осознавать их и управлять ими” (там же); последняя дефиниция заимствована у Л. С. Выготского, писавшего о “гармонии или единстве аффекта и интеллекта” [44].

Все вышеприведенные аналогии и параллели доказывают универсальность античного эталона здоровья и позволяют сделать заключение, что данная система знания не является порождением локальной средиземноморской цивилизации, но включает наиболее общие принципы и представления, которые и в наше время не утратили своего значения.

5. Резюме: уроки античности

Чему учит нас античность? Что побуждает нас вновь и вновь обращаться к истории античной мысли? Каковы те надежные и вечные принципы, ради которых мы обращаем ретроспективный взгляд к истокам западной цивилизации?

В античной классике наряду с идеями оптимального социального устройства приобрела особое звучание тема самодостаточного и упорядоченного индивидуального существования, которая столь значима и всегда актуальна для западного мировосприятия. Человек Богом или природой изначально наделен всем необходимым для построения полноценной и здоровой жизни. Без признания этого положения, обоснованного античной философией, невозможно подлинное самоопределение западного человека в любой сфере его активности. Кто знает, обрели бы мы веру в то, что человек не ошибка природы, а окружающий его мир — не плод его больного воображения, если бы античность не явила нам великий пример упорядоченности и в мышлении, и в жизни?

Основатель современной научной парадигмы Рене Декарт едва ли связывал свой метод с античной концепцией здорового существования, когда писал в “Рассуждении о методе”: “Мое намерение никогда не простиралось дальше того, чтобы преобразовывать собственные мысли и строить на участке целиком мне принадлежащем” [65]. Однако как созвучны его размышления обсуждаемым нами идеям о здоровье как внутренней упорядоченности и как явственно просматривается в картезианской “заботе” о достоверности человеческого опыта общий и исконный принцип заботы о себе. Ведь, отказавшись от бурной социальной активности, Декарт избрал путь, столь близкий античному духу, потребовавший приведения в порядок накопленных знаний, опытных данных, идей и подчинения страстей разуму. И если успех в познании, согласно Декарту, требует упорядочивания мыслей и представлений, то, в свою очередь, здоровье и благополучие человека невозможны без более общей упорядоченности человеческой жизни. Здесь налицо единый и универсальный принцип, выработанный греческой и римской философией: каждый человек, стремящийся к полноценному существованию, должен навести порядок на отведенной ему территории, в собственных владениях, безраздельно ему принадлежащих, то есть в своем внутреннем мире, в душе. Даже самый высокий уровень развития медицинских технологий не обеспечит человеку здоровья, если он не пожелает участливо обратиться к своему внутреннему миру и не возьмет на себя ответственность за все происходящее в нем. Захваченный познанием объективного внешнего мира, поглощаемый все более сложными и многообразными социальными процессами, западный человек Одиссей постепенно приходит к осознанию необходимости возвращения к самому себе. Поэтому ему следует чаще вспоминать то, чему учили античные философы, а позднее Рене Декарт. Тогда на смену отчужденному знанию придет мудрость, ставшая жизнью, а разрушительное, исполненное гордыни покорение природы уступит место обустроенности человека в мире. Тогда сохранение здоровья перестанет быть прерогативой врачей, а здоровый образ жизни превратится из системы искусственных мер в тонкое искусство существования.

Великий урок античности заключается в следующем: каждый сам в ответе за тот внутренний порядок или хаос, который царит в его душе; каждый самостоятельно созидает свое здоровье и благополучие. Фактически античные и древнеримские философы, насколько нам известно, впервые в истории западной мысли попытались осмыслить психологическую проблему интернальности, или личной ответственности, человека за собственное здоровье и существование в целом.

В то же время античность, чуждая крайностей, избежала сулящего тотальное одиночество западного индивидуализма и сохранила живую связь с Единством мироздания. Уподобление микрокосма души строению Вселенной, живой, разумной, одухотворенной, являет нам совершенный образец целостного, холистичного мировосприятия. Античный космос, хотя и представляется нам замершим, обездвиженным, так или иначе служит для нас философским эталоном высшей упорядоченности — гармонии единичного и всеобщего.

Наконец, античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Недаром Геродот утверждал: “Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум” [145, с. 9].

В античных воззрениях на природу здоровья и болезни ценностное и ответственное отношение сочетается с поразительной “прозрачностью” видения и понимания. Феномен здоровья занимает вполне определенное положение в античном космосе, он логично и убедительно включен в общую картину мироздания. В силу своей прозрачности и ясности постулаты античной концепции здоровья представляются не просто достоверными — для нас они давно самоочевидны.

Античная “простота взгляда”, вовсе не исключающая глубину философских прозрений, — вот чему мы обязаны существованием стройной системы представлений о здоровье человека; присущая этой системе “ясность” постепенно утрачивается по мере развития и усложнения западного научного дискурса о человеке. В более поздних концепциях проблема здоровья “затемняется” и обрастает множеством противоречий.

ГЛАВА II. АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАЛОН: ЗДОРОВЬЕ КАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ИНДИВИДА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

1. Адаптационная модель здоровой личности

Наряду с античной концепцией здоровья как внутриличностной согласованности широкое распространение и признание получила альтернативная модель, возникшая на стыке социологического подхода и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии. Обозначим ее как адаптационную модель здоровой личности”. В данном случае мы также имеем дело с устойчивым социокультурным эталоном здоровья, который находит выражение как в научных теориях (их можно условно назвать “адаптационными теориями”), так и на уровне массового сознания, оперирующего такими характеристиками, как “хорошо адаптированный”, “адекватно или неадекватно реагирующий”, “неприспособленный к жизни” и т. п.

Второй (в нашем обзоре) “адаптационный” эталон охватывает систему отношений индивида с окружающим его миром и предполагает рассмотрение проблем здоровья и болезни во внешнем плане жизнедеятельности человека. Чтобы лучше понять специфику этого эталона, остановимся на основных положениях “адаптационной модели”. Оговоримся, что далее, обращаясь к различным научным концепциям, мы в основном будем говорить именно о “модели” (как о научном отражении эталона), подразумевая при этом и формирующий ее эталон.

Источник

Adblock
detector