Меню

Адаптационные возможности организма являются показателем какого здоровья

Адаптивность и здоровье
статья на тему

Актуальным направлением психологического сопровождения обучающихся школ (колледжей, училищей, лицеев) является развитие их адаптивных способностей. В статье дается теоретический анализ литературы, посвященный взаимосвязи адаптивности и здоровья человека. Адаптивные способности являются критериями психологической зрелости молодого человека, определяющими его готовность к решению жизненных задач при сохранении физического, социального и психологического благополучия.

Скачать:

Вложение Размер
adaptivnost_i_zdorove.docx 20.67 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

Под адаптивностью понимают способность системы (организма, индивида, личности) к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность является синонимом «нормы», «здоровья», т.е. адаптивность – оптимальное качество живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].

По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].

Под устойчивой адаптацией личности понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.

По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек адаптивен тогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Критериями оптимального состояния считают: 1) максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность: как наибольшей ее величины (сила), так и наименьшей – быстрота реагирования; 2) адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы [1].

Адаптивные свойства организма человека служат мерой его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него условиях среды. Адаптационный процесс можно рассматривать на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения, базовые психические функции, психофизиологическая регуляция, физиологические механизмы обеспечения жизнедеятельности, функциональные резервы организма, здоровье.

Способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности, определяют понятием здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают: структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].

В связи с этим определением понятие здоровья делят на: физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].

В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].

В рамках «адаптационной модели здоровой личности», определенной О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром [4]. Для здорового человека оказывается важным полноценное участие в различных видах жизнедеятельности.

Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].

А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация – «это нарушение возможности перестройки системой или ее элементом своей структуры с целью адаптации к новому фактору среды…» [5, с.33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая дезадаптация наступает при «прорыве» адаптационного барьера, ломке динамических стереотипов в ЦНС, сложившихся в процессе онтогенеза [8].

Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если давление на «барьер психической адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].

Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня, низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].

Таким образом, устойчивость к стрессу является одним из важнейших факторов безопасности личности и сохранения здоровья в экстремальных условиях. Адаптированная психическая деятельность, в том числе профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.

Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.

  1. Адаптация к профессиональной деятельности/ Физиология трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.
  2. Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
  3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
  4. Васильев И.А., Магомед — Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
  5. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
  6. Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. — С.12-14.
  7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
  8. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431 с.
  9. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
  10. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
  11. Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. . канд. психол. наук : Тверь, 2002. — 268 c.

Источник

Адаптивные возможности организма ребенка
статья по теме

Методы стимуляции адаптивных свойств организма ребенка посредством воздействия на биологически активные точки человека.

Скачать:

Вложение Размер
adaptaciya_organizma.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения – ежеминутно, ежесекундно. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть приспособления состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров [10].

Этот процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация – также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда [19, 45, 49].

Основной и принципиальный вопрос, требующий научного освещения, — за счет каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным.

Так как организм человека – это сложная, динамическая, многофункциональная система, то адаптация включает все виды приспособления к общеприродным, производственным, социальным условиям. Поэтому говорят об адаптации температурной, сенсорной, болевой, психической, трудовой и т.п.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптации. Первая сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Ее достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Фенотипическая адаптация формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретенные в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующегося совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза .

В результате развития адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Это новое качество проявляется прежде всего в том, что организм не может быть поврежден тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Роль адаптации как фактора профилактики проявляется в том, что устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, но и нескольких, т.е. речь идет о комбинированной адаптации . В спортивной деятельности, например в процессе тренировки и соревнований лыжников, происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям [59].

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

1.2. Механизм действия адаптивных возможностей организма

Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции [3]. Однако эффективность этой системы невелика, а реакция организма не означает моментальной адаптации. Это лишь основа начального этапа срочной адаптации, которая является экстренной реакцией различных органов и систем, компенсирующей воздействие внешних факторов. Но эти реакции не закрепляются и быстро исчезают, если они не превышают физиологических возможностей организма в данный момент.

Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма [44].

При напряженной спортивной тренировке он связан с активизацией и мобилизацией функциональных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях.

По мнению В.Н. Платонова [54], устойчивая долговременная адаптация характеризуется наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов. В.В. Петровский [53], В.М. Волков, А.А. Семкин [13] характеризуют ее как состояние наивысшей работоспособности, выражающейся в формировании эффективной структуры движений, повышении скорости произвольного расслабления мышц (техническая экономизация), ускорении процесса врабатывания, снижении энергозатрат на единицу выполненной работы, повышении утилизации кислорода, оптимизации восстановительных процессов (функциональная экономизация).

Долговременная адаптация выражается, с одной стороны, в увеличении мощности механизмов саморегуляции, с другой – в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам. В результате этого уравновешивание адаптированного организма с внешней средой достигается при меньшей степени включения высших уровней регуляторной иерархии – при более экономном функционировании нейроэндокринной регуляции систем, ответственных за адаптацию [46].

Особого внимания заслуживает адаптация организма к экстремальным, стрессорным условиям, из которых нельзя выйти посредством простых реакций избегания. Такие ситуации встречаются в различных видах деятельности человека, сопряженных с ответственностью, риском, необходимостью сохранять выдержку, регулировать поведение и эмоции.

На протяжении индивидуальной жизни человек неоднократно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются стрессовые заболевания. В настоящее время доказана роль стресса как этиологического фактора ишемических заболеваний сердца, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенных поражений желудка, даже злокачественных опухолей и иммунодефицитных состояний, ограничивающих срок человеческой жизни [45, 71].

В качестве стрессоров выступают такие естественные для нашего времени формы, как экологические катастрофы, войны, потеря близких людей, физические травмы, увечья и др. Не менее широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, обманом, предательством, крахом надежд, разочарованием и т.п. В подобном положении оказываются многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность, зрение или слух, когда формируются так называемые безвыходные стрессовые ситуации. Конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможности, непреодолимом запрете ее осуществить в создавшихся условиях [64].

Однако большинство людей, оказавшихся в безвыходных ситуациях, не погибают, а приобретают ту или иную степень резистентности (устойчивости) к этим стрессорным ситуациям.

Дело в том, что при воздействии различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессоров, Г.Селье [62] назвал адаптационным синдромом . Выраженность этих изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека. По утверждению Г. Селье, без стресса невозможна никакая активная деятельность, полная свобода от стресса равнозначна смерти. Следовательно, стресс не только вреден, но и полезен для организма. Он мобилизует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям.

Важное значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов ее изменения ведет к устойчивости организма, при отказе от активного поиска фаза сопротивления адаптационного синдрома переходит в фазу истощения и в тяжелых случаях может привести организм к гибели.

Итак, даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры. Однако на сегодня остаются нерешенными такие важные теоретические и прикладные проблемы,: как управление долговременной адаптацией организма инвалидов различных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных, рекреационно-оздоровительных занятий и двигательной реабилитации;нормирование физической нагрузки и адаптация к ней; тактика адаптации к действию нескольких факторов среды; обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение; адаптация организма к действию экстремальных стрессорных ситуаций; количественная и качественная оценка процессов адаптации и др.

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, что на теле человека существуют особые «жизненные» точки, связанные с внутренними органами и системами. Воздействуя на эти точки, можно было не только улучшить общее состояние больного, но и восстановить нарушенные функции органов.

1.3. Обоснование методики точечного массажа

Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150.

Для нахождения БАТ следует пользоваться анатомо-топографическими признаками (бугорки, связки, мышцы, кости и пр.). Однако этих ориентиров явно недостаточно для нахождения некоторых БАТ. В I их отыскивании помогает своеобразная мера: индивидуальный цунь — расстояние между двумя складками, которые образуются при сгибании второй фаланги среднего пальца правой руки у женщин и левой — у мужчин. Выяснилось, что все участки нашего тела можно условно разделить на определенное количество равных частей. Их граница и получила название пропорционального цуня, который варьирует в пределах 1—3 см в зависимости от телосложения человека. Каждый может сделать для себя ленту-измеритель со своими цунями.

Прежде чем приступить к массажу , необходимо четко изучить расположение БАТ и научиться регулировать силу воздействия на них в зависимости от места расположения — вблизи костей, связок, сосудов, нервов и т. п. Более слабое воздействие осуществляется на сосуды и нервы. Принцип выбора БАТ для воздействия точечным массажем определяется в первую очередь характером заболевания (травмой) и основными ее (его) симптомами.

В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцем (пальцами) на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. О правильности нахождения точки свидетельствует ощущение ломоты, распирания, онемения. Очень часто точка отзывается болью. По болезненности какой-либо точки (зоны) можно иногда предположить заболевание того или иного органа.

Техника точечного массажа

Техника точечного массажа включает различные приемы: растирание, поглаживаиие, давление (надавливание), вибрацию, захватывание и др.

Техника — поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Техника — растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирания используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

Техника — разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем — вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д. Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3-4 раза. В месте воздействия точечного массажа обычно появляется чувство опция, распирания.

Техника — «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в быстром темпе.

Техника — вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах).

От характера раздражения зависит и успокаивающий или возбуждающий эффект точечного массажа.

Так как нарушения в физическом развитие снижает адаптационные возможности организма школьника, мы считаем целесообразным применять точечный массаж в процессе коррекции состояния организма.

1.4. Основные принципы точечного массажа

Основными для точечного массажа являются следующие принципы:

1. Комплексный подход к лечению каждого заболевания.

2. Неспешность, основательность проведения всех приемов лечения.

3. Лечение каждого больного должно быть сугубо индивидуальным.

Изучая работу восточных специалистов по точечному массажу, современные исследователи пришли к выводу, что «биологически активные точки» (БАТ) обладают рядом специфических особенностей:

—низким электрокожным сопротивлением;

—высоким электрическим потенциалом;

—высокой кожной температурой;

—высокой болевой чувствительностью;

—повышенным поглощением кислорода;

—высоким уровнем обменных процессов.

Определить местонахождение той или иной точки можно простым надавливанием кончиками пальцев на поверхность кожи. При попадании на точку у человека возникает ощущение ломоты, онемения, даже боли. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов. Кроме того, зона воздействия при точечном массажа очень мала. Точечный массаж может применяться до оказания специальной медицинской помощи, а также в сочетании с другими методами лечения.

Основы точечного массажа.

Действие точечного массажа основано на древнейшем представлении об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, по невидимым каналам-меридианам человеческого тела течет «жизненная энергия» — «чи». Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. И пока «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал, получая равное количество энергии, несет ее ко всем внутренним органам и питает их. Как только равномерное течение «чи» нарушается, количество жизненной энергии в разных участках тела становится неодинаковым, и человек заболевает.

Эта теория перекликается с другой древневосточной теорией о том, что в основе всякого явления лежат два начала: «инь» и «янь».

Инь, несущее отрицательный заряд, является материнским началом: холодным, влажным, темным, скрытным, пассивным и изменчивым. Янь, несущее положительный заряд, — это отцовское начало: теплое, сухое, светлое, явное, инициативное, постоянное. Следуя этой теории, в человеческом организме происходит постоянное противоборство двух противоположных начал: янь и инь. Поэтому все процессы, протекающие в нем, носят либо положительный, либо отрицательный характер. Примирить их — основная задача восточной медицины.

По другой древневосточной теории внутренние органы человека связаны с пятью первоэлементами земли: сердце — с огнем, селезенка — с землей, почки — с водой, печень — с деревом, легкие — с металлом. Из всех этих теорий следует одно: все внутренние органы в человеческом организме связаны между собой, а человек является частью природы.

Источник

Читайте также:  Если враг желает здоровья
Adblock
detector