Эталоны и модели здоровья
Области знания, предметом изучения которых является здоровье человека и поведение человека в этой сфере (современная медицина, психология и психотерапия, социология), опираются на определенные социокультурные основания, каковыми, по мнению О.С. Васильевой и Филатова, являются социокультурные эталоны здоровья, этнические модификации этих эталонов, социальные представления о здоровье у представителей определенных сообществ, и, наконец, первичные валеоустановки, отвечающие за поддержание здоровья индивида [22, с. 26].
В структуре социокультурного эталона выделяют следующие компоненты:
— наиболее общее представление о феномене здоровья,
— эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик,
— устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования,
— информация о путях и способах оздоровления личности в различных сообществах.
Взгляды различных школ в исследовании феномена здоровья и самосохранительного поведения, сложившиеся в науке, отражены в трех эталонах здоровой личности: античном, адаптационном и антропоцентрическом.
Античный эталон предполагает внутриличностную гармонию, основой которой является интернальность. Содержанием адаптационного эталона является успешная адаптация, и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром. И, наконец, представление о высшем духовном предназначении человека является содержанием антропоцентрического эталона.
Античный эталон здоровой личности имеет философский характер. В античном понимании здоровье, связывалось не только с «согласованностью души и тела», но и с подчинением их высшей инстанции Единому Порядку Природы. Неотъемлемыми качествами здоровой личности считались здравомыслие и самообладание, «без которых невозможно ни телесное, ни душевное здоровье». При этом, с точки зрения современной психологии, можно говорить, о здоровой психике, которой присущи: активность, регуляция, саморегуляция. В античном понимании самосохранение — это обеспечение целостности личности, которое предполагает «постоянную и всестороннюю заботу о себе, строго определенный образ жизни, основанный на полной ответственности, умеренности и самосовершенствовании» [22, с. 56]. В античном обществе было создано много индивидуальных техник, с целью формирования здоровой личности, среди них: процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и регулирование потребностей в различных сферах жизни; практика самоанализа – самоотчеты с разбором собственных поступков и действий; работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, предполагавшая самоосмысление.
Общими критериями здоровья в античном понимании являются: внутреннее равновесие, жизнь, согласная с разумной природой вещей, и самосовершенствование. Основным ограничением античного эталона является игнорирование внутренних процессов духовных кризисов, которые способствуют личностному росту.
Таким образом, античный эталон здоровья предполагает внутриличностную согласованность телесных и душевных проявлений человека, не рассматривая взаимодействие личности с окружающим миром. Основными качествами здорового человека выдвигаются здравомыслие и самообладание, которые можно определить как способность к саморефлексии и саморегуляции. Особенностью античного эталона здоровой личности является формирование и воспроизведение принципов социального порядка на индивидуальном уровне. При этом вводится универсальное понятие «порядок — упорядоченность, согласованность и соразмерность, общий закон бытия, который выражается в едином благе, в рамках полиса как единый для всех закон, а в индивидуальном существовании как мудрость, как здоровье» [21, с. 46].
Адаптационная модель здоровья, получившая широкое распространение в современной науке, охватывает систему отношений индивида с окружающим миром, рассматривая проблему здоровья и самосохранительного поведения во внешнем плане жизнедеятельности человека. В основе этой модели лежит междисциплинарный подход к биосоциальной природе человека. Главным критерием здоровья, а значит и сформированности самосохранительного поведения, является характер и степень включенности индивида во внешние биологические и социальные системы. В психологической науке сложилось несколько адаптационных подходов к проблеме здоровья человека: психофизиологический, эволюционисткий и социально-ориентированный.
С биологической точки зрения, самосохранительное поведение направлено на обеспечение целостности и постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Наиболее полно резервы человеческого организма раскрываются в экстремальных условиях, когда от способности поддерживать необходимый уровень функционирования зависит выживание индивида. Это характеристика индивидуального уровня биологической адаптации.
С точки зрения адаптации, приспособления человечества как вида, основным критерием здоровья, сформированности самосохранительного поведения является степень и характер вовлеченности человека в глобальные процессы освоения природного окружения. При этом индивидуальное развитие человека рассматривается в общевидовом масштабе. Объектом исследования становится человечество как эволюционный вид. Как пишет К. Лоренц, «проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. Здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида, тогда как «последнее слово» в оценке тех или иных адаптивных качеств остается за естественным отбором [72, с. 248].
В социально-ориентированном подходе самосохранительное поведение рассматривается в контексте всесторонней социализации личности. Основным критерием сформированности самосохранительного поведения в этом случае является степень успешности интеграции личности в социум. Этот подход рассматривает личность как продукт социальных отношений, феномен здоровья определяется внешними по отношению к индивиду факторами. Устойчивым признаком здоровой личности в социально-ориентированном подходе становится соответствие индивидуальных проявлений личности принятой в данном обществе системе социокультурных норм. «С социальной точки зрения, здоровый человек – это тот, кто эффективно функционирует… Так в медицине здоровье ребенка определяется не относительно его идеальных природных характеристик, а относительно требований к его социальному функционированию: когда ребенок пойдет в школу, он должен эффективно учиться, потом когда подрастет, эффективно служить в армии, когда создаст семью, родить и воспитать здоровых детей, когда пойдет работать, эффективно выполнять свои функции как специалист» [107, с. 21]. Самосохранительным здесь является поведение, направленное на обеспечение гармоничного сосуществования с природой, обеспечивающее социальную регуляцию, при которой соблюдаются социальные и культурные нормы, принятые в данном сообществе, целью которого является обеспечение эффективного и адекватного общения с человеческим окружением [21].
В целом, согласно адаптационному эталону, характеристиками здоровья являются: способность выживать в биологической среде и активно ее преобразовывать; соответствие определенным нормам, принятым в данной культуре, усвоение и воспроизводство социального опыта; способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, стрессоустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой; успешный результат социализации индивида, его интеграция в социум; способность к выживанию в экстремальных условиях [22, с. 102].
Критика адаптационного подхода связана с невозможностью с его помощью описать здоровую личность. По словам К. Домбровского, «универсальная способность приспосабливаться к новым условиям свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости, об отсутствии иерархии ценностей» [16, с. 8].
Антропоцентрический эталон основывается на гуманистическом подходе в психологии, одной из наиболее полных и завершенных теорий которого принято считать концепцию А. Маслоу. Здесь основным критерием здоровья выступает самоактуализация личности. Здоровье самоактуализирующейся личности связывается с обретением определенных ценностей, а также с удовлетворением основных потребностей, присущих человеческой природе. При этом выделяется два уровня потребностей: базовые и высшие. Самосохранительное поведение можно определить как процесс формирования высших ценностей (на основе общих) и метапотребностей (на основе базовых), удовлетворение которых является необходимым условием самоактуализации личности. Здоровье, как результат самосохранительного поведения, по мнению А. Маслоу, присуще лишь избранным, достигшим трансценденции, способных к вершинным переживаниям. Основными препятствиями на пути к самоактуализации А. Маслоу считал стремление личности избежать ответственности на трудном пути последовательных выборов, которые необходимы для личностного роста, а также страх перед «познанием своей глубинной сущности».
Опираясь на теорию А. Маслоу, можно выделить следующие критерии здоровья и сформированности самосохранительного поведения: способность к полной концентрации на внутренних переживаниях, свобода от комплексов в проявлении своего «Я»; осуществление выбора, ведущего к личностному росту, готовность при этом нести за него ответственность и сохранять мужество; сохранение своей «самости»; стремление в наибольшей степени раскрыть свои возможности, отказавшись при этом от своих защитных механизмов.
Особенностью теории является неоднозначное отношение к «болезни», так если депрессия оказывается на «службе самоактуализации» и способствует более полному самораскрытию, это свидетельствует не о болезни, а лишь о болезненности личностного роста.
Общими характеристиками здоровой личности, в свете антропоцентрического эталона являются: самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; личностный рост, способность к преодолению трудностей, пластичность поведения; открытость опыту, способность принять негативные аспекты опыта, а не вытеснять их; принятие Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, что является основой сопереживания и сотрудничества; свобода в самовыражении и самоопределении, которая является необходимым условием, для личностного роста; осмысленность существования – поиск жизненного смысла; целостность как высшая цель личностного развития, здоровый человек всегда потенциально целостен и направлен в своем становлении на обретение цельности и единства [22, с. 169].
В целом, можно отметить некоторую односторонность каждого из рассмотренных эталонов, в которых личность рассматривается в узком аспекте ее проявлений, не принимая во внимание весь комплекс процессов и взаимоотношений внутриличностного и социального плана. Как указывает О.С. Васильева, «сама по себе самореализация, так же как внутренняя согласованность и социальная адаптация не могут служить основной характеристикой психического здоровья» [22, с. 233]. С другой стороны, отдельные положения этих эталонов имеют описательный характер, что делает затруднительным их применение в ходе эмпирического исследования самосохранительного поведения.
Параметры, которые составляют основное содержание эталонов здоровой личности: эффективность саморегуляции, успешная социальная адаптация, и всесторонняя самореализация личности — могут успешно дополнять друг друга, формируя целостное представление о феномене здоровья.
Развитие интереса к социальным аспектам здоровья обусловил активизацию исследований философами социальной ценности здоровья (Ф.Н. Блюхер), методологических аспектов измерения здоровья (Е.Н. Кудрявцева), его нравственных основ (Ю.М. Устюшкин), «нормы» здоровья (И.А. Гундаров, Г.Г. Оганов) и др. Стали активно разрабатываться категории «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни» как характеристики сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье (Ю.П. Лисицин, З.С. Шангареева, Л.Ф. Молчанова и др.).
Источник
Адаптационная модель здоровой личности
Главная > Реферат >Медицина, здоровье
3. Адаптационная модель здоровой личности————————————12
1. Понятие здоровья
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране ставит благополучие человека в прямую зависимость от его психофизического здоровья. По мнению ряда исследователей в обществе формируется социальная доминанта, ориентированная на здоровье [1, С. 69].
Однако за последнее время в России произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников. По данным исследований лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 60% имеют различную хроническую патологию. У каждого 2-го школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с нервными болезнями в 2 раза, с аллергическими болезнями в 3 раза, с близорукостью в 5 раз. И это лишь малый перечень проблем связанных со здоровьем, возникающих или обостряющихся в период обучения ребенка в школе [1, С. 73].
Особенно неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи и т.д.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, проявления повышенной невротизации отмечаются у 55-83% учащихся школ нового типа.
Хотим мы этого или не хотим, а в современных условиях школьное образование вынуждено изменяться. Всякий раз, когда развивающееся общество предъявляет новые требования к образованию оно должно на них отвечать. Однако реакция школьного образования всегда происходит с большей или меньшей задержкой. Сегодня для всех очевидно, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила. Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития здоровья ребенка. Для ее реализации требуется не только анализ имеющихся теоретических положений и практического опыта по вопросам формирования личности, но и разработка теории и практики вопроса формирования здорового образа жизни, как первостепенной задачи сегодняшнего дня [10, С. 29].
Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья — обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:
научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
отношение к здоровью как к ценности;
целостное представление о человеке;
навыки управления своим здоровьем;
знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
навыки оказания первой медицинской помощи;
культура межличностных отношений;
навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных
жизненных ситуациях;
стратегии и технологии саморазвития.
Профессионалы-специалисты ВОЗ и широкая общественность во многих странах мира считают, что здоровье не является абсолютным количеством. В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие заболевания или неполноценности. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здоровьем, творческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.
Здоровье — это динамический процесс, который определяется субъективно и объективно. Это умение заботиться о себе. Здоровье — целостность личности с оптимальным функционированием организма в целом и умственной деятельности, адаптация к стрессам, вызванным болезнью, смертью, разводом, а также процессы непрерывного роста и становления личности.
Под «здоровьем» А. Перри и П. Поттер понимают состояние, при котором человек использует во внешних условиях свои адаптационные способности. Здоровье — это не только отсутствие болезни. Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического, психосоциального и духовного аспекта.
Существует много различных моделей, связанных с понятием «здоровье — болезнь».
На состояние здоровья человека могут оказывать влияние факторы риска различных заболеваний, настоящее и предшествующее состояния, самочувствие в конкретный момент.
Согласно одной из моделей, здоровым считается человек, у которого нет болезни.
Самочувствие человека всегда субъективно. Так, например, болезненный от природы великий философ Иммануил Кант в своей работе «О власти души» писал, что воспринимает слабости и недуги своего тела так, как будто они его не касаются, он их просто игнорирует и ведет себя как совершенно здоровый человек.
Понятия «здоровье — болезнь» относительны. Вспомним, что ранняя потеря слуха, зрения, зубов прежде считалась естественным процессом старения. Сегодня благодаря современным методам профилактики и лечения удается сохранить или восстановить эти функции.
Многие люди через средства массовой информации узнают сведения о новых медицинских технологиях и предъявляют более высокие требования к уровню своего здоровья. Некоторые, несмотря на достаточно серьезное заболевание или нетрудоспособность, настаивают на том, что они «здоровы». Существуют и те, кто настаивает на том, что «нездоровы», хотя и не имеют никакого заболевания.
Другая модель здоровья — это модель «высокого уровня хорошего самочувствия», при котором используется наиболее полно потенциал всей жизни. Это возможно с учетом единства разума, тела и духа.
Поведение человека обусловлено в значительной степени его отношением к своему здоровью или болезни, представлением о ценности здоровья.
2. Основные критерии здоровья
В современном понимании здоровье определяется как полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Эти три компоненты здоровья неразрывно связаны. Утрата одного из них изменяет равновесие остальных. И если основным критерием социальности является соотношение личного и общественного в человеке, то нарушая привычный образ жизни и все то, что обеспечивает ощущение безопасности, болезнь может приводить к гипертрофии «Я». Также и изменять обычное для личности соотношение личных и общественных мотивов. А на этом фоне больной человек переживает изменения в привычных социальных связях, т. е. обращение к врачу, общение с медперсоналом и другими больными, отрыв от работы и производственных отношений, а в случае госпитализации — отрыв от семьи. Формирование психического настроя человека в значительной степени зависит от того, что несут с собой эти новые социальные связи.
Принято отмечать, что для здоровья наиболее типичными являются несколько главных признаков:
• Структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.
• Свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной (социальной) среде.
• Сохранность привычного для него самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометром душевного и социального благополучия.
Вопрос о конкретных критериях психического здоровья изучен далеко не полно. Однако в самых общих чертах к ним правомерно в первую очередь относить: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность, соответственную возрасту человека зрелость чувства, постоянства места обитания, максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней. Также отмечается соответствие реакций физических, и также психических, силе и частоте внешних раздражений. Критический подход к обстоятельствам жизни. Способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства, социальную среду. Чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций. Самоутверждение в обществе без ущерба для остальных его членов. Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.
а) Психическое здоровье
Проблема психического здоровья волнует медиков и психологов всех стран мира. Большая роль в развитии психиатрии и правильном отношении к ней играет борьба с еще существующими предрассудками, предубеждениями и устаревшими взглядами.
Отечественный психиатр О. В. Кербиков (1907-1905) писал: «Еще недавно на психические болезни смотрели как на что-то таинственное и вместе с тем безнадежное. Да сами психиатры в глазах широкой публики люди со «странностями», готовые у всех окружающих находить признаки психической ненормальности».
Е. К. Краснушкин писал, что «коренным отличием психики соматически больного от психически больного является наличие сознания болезни у первого и отсутствие у второго. При истинных психозах сознание болезни может сохраняться обычно при легких проявлениях их или только в самом начале заболевания».
Е. К. Краснушкин подчеркивал, что при психических заболеваниях отсутствие сознания болезни обусловлено разными причинами. Например, при прогрессивном параличе это следствие нарастающей слабости интеллекта, поражающей в первую очередь критическую самооценку больного; при маниакальном состоянии маниакально-депрессивного психоза — повышенный тонус всей психической и физической сферы личности, в далеко зашедших стадиях шизофрении — так называемая эмоциональная тупость. Скажем, если перед врачом-терапевтом или другим специалистом только при проведении экспертизы (трудовой и военной) ставится вопрос о том, болен человек или здоров, то перед психиатром этот вопрос возникает значительно чаще.
Психическое здоровье это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.
Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
б) Критерии психического здоровья
Как подчеркивал С. С. Корсаков, чем «более гармонично соединены все существующие свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противостоять влияниям, стремящимся нарушить ее целостность. Благополучие в психическом здоровье личности может быть нарушено доминированием определенных и негативных по своей сути черт характера, дефектами в нравственной сфере и неверным выбором ценностных ориентации» [8, С. 31].
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность к самоуправлению поведением, разумного планирования жизненных целей, поддержания активности в их достижении и др. Если перечислить наиболее часто называемые критерии психичского здоровья, то можно сгрупировать их в соответствии с видами проявления психического, т. е. свойства, состояния, процессы.
Среди свойств чаще всего называют — оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязаний, чувство долга, умение прощать обиды, непразность, независимость, естественность, ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоконтроль и т. д.
Сфера психических состояний: самообладание (эмоциональная устойчивость); зрелость чувств соответственно возрасту; умение совладать с такими негативными эмоциями, как страх, гнев, жадность, зависть и пр.; естественное и свободное проявление чувств и эмоций, сохранность оптимального самочувствия.
Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, то есть адекватность психического отражения; адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации; критичность мышления; способность к творчеству, интеллектуальные умения; познание себя; управление мыслями.
С другой стороны, следует отметить и характерные признаки психического нездоровья или неблагополучия, которые можно также сгруппировать по свойствам, состояниям и процессам.
Такими свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; уныние; пассивность; «духовная болезнь».
Психические состояния: чувственная тупость; беспричинная злость; враждебность; ослабление высших и низших инстинктивных чувств; повышенная тревожность.
Психические процессы: неадекватное восприятие собственного «Я»; снижение когнитивной активности; нелогичность; неорганизованность, стереотипность и некритичность мышления; повышенная внушаемость.
Впрочем, определение критериев психического здоровья относится к числу сложных комплексных проблем таких наук как философия, социология, психология и медицина.
3. Адаптационная модель здоровой личности
Психологическое здоровье человека в начале XXI века становится задачей государственной политики. В условиях, когда СМИ ежедневно демонстрируют акты терроризма и насилия над ни в чем не повинными людьми, психика человека испытывает постоянный прессинг. Угроза безопасности жизни становится чуть ли не нормой повседневности. Программа «Основы здорового образа жизни», реализуемая во всех образовательных учреждениях России предусматривает формирование психологических механизмов, обеспечивающих устойчивость личности по отношению к подобным разрушающим воздействиям социума.
Вместе с тем, социально-психологический аспект здоровья предполагает активность личности, полноценное и творческое ее раскрытие во взаимодействии с другими людьми. Способность к установлению эффективных и гармоничных межличностных взаимоотношений в значительной мере определяет социальную адаптированность и психическое здоровье личности. Именно эти задачи поставлены во главу угла образовательной программы и реализуются по мере ее внедрения.
Понятие «здоровье» в обыденном сознании, как правило, представлено синкретично, а в обиходном употреблении мы не всегда различаем те множественные смыслы, которые составляют его содержание. В то же время научное толкование здоровья, его сложной и многофакторной природы предполагает комплексность изучения. В настоящий момент здоровье рассматривается как многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
Комплексное определение здоровья представлено в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов: это «относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована , сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации». Степень адаптированности может быть соотнесена с диапазоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которое ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в 2 основных сферах :
Адаптированности в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки; добивается компетентности и мастерства;
Адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально-насыщенные связи с другими людьми и требуется социально-психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству.
Занятия психологического блока программы реализуют задачу повышения уровня адаптивности ребенка в соответствии с его возрастными запросами и в целях сохранения его психического здоровья. В определенном смысле, программа «Основы здорового образа жизни» является превентивной и предполагает устранение предпосылок для психологической дезадаптации детей и подростков.
Таким образом, основным критерием выбора методологии обучения по программе (выбора системы обучения, методов или даже технологий) является обеспечение процесса развития здоровой личности.
Процесс обучения ЗОЖ осуществляется непрерывно «по спирали», на всех уровнях обучения с3-х до 17 лет. При этом обязательно учитываются психофизиологические особенности детей конкретного возраста, их интересы и мотивы, а также уровень сформированности знаний по общеобразовательным предметам [3, С. 20-31]. Неотъемлемым условием адаптивной технологии формирования навыков ЗОЖ является наличие модулей позволяющих адаптировать программу под ведущие потребности конкретной образовательной среды и конкретного образовательного учреждения, учитывающих особенности социокультурной среды учреждения, возможности педагогического коллектива и особенности здоровья обучающихся.
Акопян А.С., Харченко В.И., Мишева В.Г.. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. — М.: Вопросы статистики, 1999.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980.
Волжин А.И., Субботин Ю.К.. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. — М.: Медицина, 1998.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982.
Корсаков С. С. Избранные произведения. — М.: Медгиз, 1954.
Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб: Союз, 1998.
Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1984.
Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М.: МЕДпресс., 1999.
Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Щедрина А.Г.. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. – Новосибирск, 1989.
Источник