Как предотвратить болезни органов дыхания?
16 июля 2012 13:49 | здоровый образ жизни
Человек получает кислород из воздуха с помощью легких непрерывно в течение всей жизни. Кислород необходим каждой клетке и всему организму для жизнедеятельности. От состояния и работы дыхательной системы и легких зависит, будет ли хватать организму кислорода. Сохранить до старости здоровье дыхательной системы вполне возможно. Для этого необходимо бережно относиться к здоровью дыхательной системы.
Дыхательная система в организме тесно связана с сердечно-сосудистой – и в анатомическом смысле и в плане функционирования. Поскольку легкие представляют собой не только систему ветвящихся трубок и их окончаний в виде пузырьков (альвеол), но и огромную сеть кровеносных сосудов, оплетающих альвеолы, то работа легких неотделима от функционирования этих сосудов и сердца. Поэтому хронические болезни легких и бронхов неизбежно отражаются на состоянии сердца, а состояния, затрудняющие работу сердца могут приводить к ухудшению работы дыхательной системы.
Болезни дыхательной системы могут быть связаны с инфекциями (грипп, ОРВИ, пневмонии, туберкулез), воспалением (хронический бронхит, обструктивная болезнь), аллергией (бронхиальная астма), раздражающими веществами и табачным дымом во вдыхаемом воздухе (профессиональные болезни легких – пневмокониозы, обструктивная болезнь).
Однако все длительно текущие (хронические) болезни легких сопровождаются одним и тем же исходом – эмфиземой и дыхательной недостаточностью, когда легочная ткань оказывается перерастянутой, а стенки альвеол (через которые происходит поступление кислорода в кровь) разрушенными, давление в легочной артерии повышается, сердце работает с повышенной нагрузкой, но организму все равно не хватает кислорода. Обычно хронические болезни легких сопровождаются кашлем или одышкой. Потом одышка усиливается, а кашель не приносит облегчения (не происходит откашливания), появляется трудное дыхание не только при нагрузке, но и в покое. Человека беспокоит постоянная слабость и усталость из-за недостатка кислорода в организме. Это состояние может только прогрессировать. Со временем больному становится только хуже. В конце концов, от недостатка кислорода и одышки он становится не в состоянии даже ходить или ухаживать за собой.
Какие причины могут способствовать развитию хронических болезней легких, которые в свою очередь могут сопровождаться таким исходом? Их несколько:
1. Курение. Всего за год в легкие курильщика попадает около килограмма табачных смол, которые разрушают альвеолы и сужают бронхи. Токсичные вещества из табачного дыма вызывают раздражение дыхательных путей, развитие хронического бронхита и повышенную восприимчивость легких к инфекциям.
2. Гиподинамия. Без достаточного количества движения, например, ежедневной ходьбы пешком, легкие постепенно теряют способность пропускать через себя объем воздуха, необходимый для нормальной жизни организма.
3. Избыточный вес. У тучных людей диафрагма смещается вверх и давит на легкие, затрудняя их работу.
4. Невнимание к своему здоровью. Не вылеченные вовремя или вылеченные неправильно острые респираторные заболевания и бронхиты приводят к тому, что инфекция перемещается в легкие и разрушает их.
5. Жизнь в мегаполисе и профессиональные вредности. Городская пыль и выхлопные газы автомобилей загрязняют легкие и не дают им полноценно работать. Тоже самое можно сказать про пыль и раздражающие вещества, с которыми человек вынужден иметь контакт в силу своей профессии.
Как сохранить здоровье дыхательной системы? Есть несколько советов, подходящих всем без исключения:
1. Отказ от курения. После того, как человек бросает курить, легкие постепенно очищаются от веществ, содержащихся в табачном дыме, и восстанавливают свои функции примерно за год. Даже у куривших много лет после отказа от вредной привычки есть шанс вернуть легким чистоту. Чем раньше бросите курить, тем выше шансы.
2. Движение. Регулярные кардионагрузки позволяют увеличить емкость легких и улучшить их функции. Бег трусцой, плавание, ролики или велосипед, или же полчаса-час ходьбы пешком в день сделают более выносливыми не только дыхательную систему, но и весь организм.
3. Снижение веса до адекватных величин. Правильное питание и регулярная физическая активность освободят от лишних килограммов тело, а легкие — от работы с перегрузкой.
4. Бережное отношение к своему здоровью. Даже банальный насморк требует грамотного лечения, иначе он может незаметно стать серьезной болезнью. Не стоит увлекаться «полезными советами» от неспециалистов и самолечением, т.к. потом запущенные болезни легких трудно лечить даже квалифицированным врачам.
5. Выходные на природе. Как бы ни был велик соблазн провести выходные дни в городе, жителям мегаполиса лучше почаще бывать на природе. Всего несколько часов в лесу или у реки позволят начать свободнее дышать.
Эти советы касаются всех без исключения. Для отдельных болезней имеются свои особенности. Людям, имеющим склонность к дыхательной аллергии, для предотвращения ухудшения здоровья необходимо избегать контакта с аллергенами и лечиться у специалиста. Профессиональным группам, имеющими контакт с вредными производственными факторами, ни в коем случае не следует пренебрегать мерами индивидуальной защиты. Инфекционные болезни (грипп, туберкулез) могут быть предотвращены с помощью вакцинации (профилактических прививок).
Источник
Дыхательная гимнастика для детей.
консультация по зож (3 класс) на тему
Оградить ребенка от простудных заболеваний — задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить ребенка таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с ребенком дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание — это жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dykhatelnaya_gimnastika_dlya_detey.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для детей.
Дыхательные упражнения — эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
Упражнение 1. Встать на колени, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание. Поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка.
Оградить ребенка от простудных заболеваний — задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить ребенка таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с ребенком дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание — это жизнь.
Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут. Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути — гортань, трахею и бронхи.
Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего ребенка дыхательной самозащите.
1. Большой и маленький .
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями — показывая, какой он маленький.
2. Паровоз .
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси.
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш». Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница.
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец.
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося «к-р-р». Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
10. В лесу.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка.
На выдохе произнесите «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик.
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребенка стороной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр.
Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания.
Очень важно научить правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, вы.
В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает со стороны сердечно-сосудистой системы. Работа сердечно-сосудистой системы напрямую зависит от содержания кислорода в крови и состояния.
laquo;Дыхательная гимнастика у детей дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология».
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с.
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У наших детей с ОВЗ наблюдаются нарушения речевого дыхания и четкости речи. А для произнесения.
Источник
Внеклассное занятие в 3 «В» классе по теме:«Чистый воздух-это здоровье. Режим и правила дыхания» (с применением здоровьесберегающих технологий)
план-конспект занятия по зож (3 класс) по теме
Внеклассное занятие в 3 «В» классе по теме:
«Чистый воздух-это здоровье. Режим и правила дыхания»
(с применением здоровьесберегающих технологий)
Цели:
- первоначальное ознакомление с понятием «дыхание», «правила дыхания»;
- усвоить, что экология — это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistyy_vozduh.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие в 3 «В» классе по теме:
«Чистый воздух-это здоровье. Режим и правила дыхания»
(с применением здоровьесберегающих технологий)
учитель начальных классов, Сергеева Елена Дмитриевна.
- первоначальное ознакомление с понятием «дыхание», «правила дыхания»;
- усвоить, что экология — это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
сформировать первоначальные представления детей о дыхании , органах дыхания»;
формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
продолжить обучение работе в группах.
- цветные карандаши, альбом;
- телеграмма;
- компьютер, мультимедиа установка;
- музыкальные эффекты;
• солнышко и тучка на каждого ученика.
— Ребята, какое у вас настроение? (дети показывают рисунок солнышка или тучки).
У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова.
• ЛЕС ВЕСНОЙ (слайд № 2)
Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
В народе существует много поговорок. Какие вы знаете?
(учащиеся говорят разные поговорки)
Среди них есть ещё и такая: «Это нам нужно как воздух».
— О чём данная поговорка, и почему необходимо как воздух?
(ребята отмечают особую потребность организма человека в воздухе. Всем тканям и клеткам необходим кислород, поступающий через органы дыхания).
Действительно, человек без воздуха может находиться от 2 до 10 минут и не более.
Ребята, а как вы думаете: почему нам необходимо дышать?
Несколько раз в день мы испытываем чувство голода и жажды. А когда -нибудь вам приходилось почувствовать желание подышать? Наверняка, никогда. И это вполне естественно: если мы перестанем дышать хоть на несколько минут, мы умрём. А значит ,дыхательный аппарат — именно так называется «механизм», благодаря которому мы дышим, — работает независимо от нашего желания и самостоятельно « забирает» из воздуха кислород.
• РИСУНОК ВДЫХАНИЕ ( учебник)
Воздух попадает в организм двумя путями — через нос или рот. Полезнее дышать носом, потому что в носовой полости воздух подогревается, увлажняется и очищается.
- РИСУНОК ВЫДЫХАНИЕ ( учебник)
- РИСУНОК НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (слайд № 3)
— Для чего нужен нос человеку?
Чтобы узнать об этом , я предлагаю вам совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш нос.
Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт много необычного.
Мы влетаем в нос! Глядите- ка, кто- то лежит рядом с нами! Кто же это?
(микробы, — ответ учащихся)
Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше. Осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! Для чего она нужна?
(чтобы очищать и обеззараживать воздух)
Наш нос — это прямо розовая пещера, вся пронизана кровеносными сосудами. Для чего в ней много мельчайших капилляров?
(чтобы воздух согревался)
— Ответьте теперь, на вопрос: «Важно ли всегда дышать правильно, особенно в период
эпидемии гриппа, и как это нужно делать?»
(дышать надо через носовую полость, потому что воздух в ней очищается от пыли, согревается и обеззараживается)
Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха.
Записывают формулу: дыхательное движение = вдох + выдох.
— Сколько же дыхательных движений происходит у человека в состоянии покоя?
Давайте подсчитаем, сколько дыхательных движений совершает ваш организм за 1 минуту.
Далее проводится практическая работа — учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты и записывают показания в таблицу у себя в тетради.
Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений — 16-20.
Затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.
Так, как говорите вы, Зелёный дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.
-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник — День Земли?
• Запомните и вы эту дату. ( слайд № 7)
Физминутка
Песня «С нами друг!» (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)
Пусть Земля — пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)
Кружит — кружит, (дети кружатся)
Дети все — дети все
Дружат — дружат. (Рукопожатие с соседом)
Мы тогда — мы тогда
Под дождём грибным подрастём. ( Тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)
Мы тогда — мы тогда
Землю общим домом назовём. (Разводят руками, показывая огромную Землю)
Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений
Количество дыхательных движений при нормальном состоянии
Количество дыхательных движений после физической нагрузки
Вывод: учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений
В носовой полости воздух проходит специальную обработку. Волоски удерживают пыль и микробов. Слизистые, пронизанные кровеносными сосудами, подогревают воздух. Жидкость, которую вырабатывают слизистые, увлажняет его, иначе слишком сухой воздух вызовет раздражение дыхательных путей. А кроме того, слизистые препятствуют проникновению в дыхательные пути инфекции.
Наше с вами здоровье зависит от окружающей среды.
Сейчас мы немного поговорим об экологии.
Экология — греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище;
От слова «экология» произошло слово «эколог».
Эколог — человек, который занимается экологией, защищает природу.
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля — это наш Зеленый дом.
1.- Ребята, сможете теперь ответить Мише и Маше: «Почему мы так часто слышим слово «экология»?
— Посмотрите, как красива наша Земля.
— С каким настроением заканчиваете урок? (Дети показывают солнышко или тучку)
• Миша, Маша и я благодарим вас за работу на уроке. Здоровья, вам, ребята! До
новых встреч! ( слайд № 8)
Источник