Формирование здорового образа жизни (окружающий мир, 2 класс)
Впервые о влиянии разных факторов на человеческий организм дети узнают на уроках окружающего мира во 2 классе. Здоровый образ жизни нужно прививать ребенку с ранних лет, чтобы сформировать у него полезные привычки. Ведь это не просто занятия спортом или соблюдение правильного питания, ЗОЖ состоит из множества компонентов. Такой стиль жизни способствует улучшению физического и морального здоровья.
Преимущества ЗОЖ
Состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Но также значительную роль играют и другие факторы — наследственность, окружающая среда. А соблюдение определенных правил позволит улучшить свое состояние.
В небольшом сообщении на тему здорового образа жизни можно кратко рассказать о его преимуществах:
- укрепление иммунитета;
- омоложение организма;
- устранение плохого настроения;
- улучшение состояния кожи;
- подтянутое тело.
А также правильный стиль жизни снижает риск появления хронических заболеваний, позволяет чувствовать себя более активным и бодрым.
Для людей преклонного возраста ЗОЖ — лучший вариант для улучшения памяти и общего состояния, избавления от морщин и боли в суставах.
Основные составляющие
Исследовательские работы ученых из разных стран показали, что ЗОЖ затрагивает все аспекты человеческой жизни. Недостаточно только заниматься физкультурой, есть и другие не менее важные составляющие. Основные компоненты здорового стиля жизни:
- правильное питание;
- спорт;
- полноценный отдых;
- укрепление иммунитета;
- соблюдение личной гигиены;
- отказ от вредных привычек.
Необходимо также тщательно следить за своим эмоциональным состоянием. Соблюдение режима не должно отрицательно сказываться на настроении. Наоборот, ЗОЖ способствует улучшению психологического здоровья.
Оставаться бодрым и молодым можно только в том случае, если придерживаться сразу всех правил постоянно, а на время от времени.
Правильное питание
Благодаря сбалансированному питанию человек получает достаточное количество минералов, витаминов и других полезных микроэлементов. А также он избавится от лишнего веса и дискомфорта в пищеварительном тракте. Достаточно придерживаться нескольких основных правил:
- употреблять достаточное количество жидкости;
- не превышать суточной нормы калорий;
- соблюдать режим питания;
- тщательно пережевывать пищу;
- употреблять только свежие блюда;
- правильно сочетать продукты.
Каждый день рекомендуется выпивать 2 л жидкости — воды или зеленого чая. В этот объем не включают сладкие напитки и кофе. Избавиться от лишнего веса можно благодаря дефициту калорий. Суточная норма рассчитывается индивидуально для каждого человека.
Важно соблюдать режим и питаться ежедневно в одно и то же время, забыть о поздних ужинах и отсутствии завтрака.
Готовить лучше каждый день, так как при каждой термической обработке продукты теряют свои полезные свойства.
Физическая нагрузка
Если учитель в школе попросит детей нарисовать что-нибудь на тему ЗОЖ, то большинство изобразят спортсменов. И это правильно, ведь физические нагрузки полезны организму. В небольшом рассказе или сообщении о здоровом образе жизни можно написать о том, как нужно заниматься спортом.
Изнурительные тренировки противопоказаны, не стоит проводить много часов в зале. Достаточно каждое утро делать гимнастику. А в конце дня можно прогуляться пешком на свежем воздухе. Если есть лишний вес, то трех тренировок в неделю хватит для его устранения.
Полезными будут плавание, езда на велосипеде или роликах, утренние или вечерние пробежки. Зимой можно кататься на сноуборде или лыжах, а летом на лошадях. Первые занятия лучше проводить с инструктором или тренером. Он поможет определить нагрузку и подобрать подходящие виды спорта или упражнения.
Полноценный отдых
В краткий доклад или сообщение на тему ЗОЖ стоит включить информацию о пользе отдыха. Каждый школьник знает, как важен полноценный сон и активное времяпрепровождение. Взрослому человеку нужно спать не менее 7 часов в день. Но нужно учитывать биоритм, а не просто ложиться в одно и то же время. Жаворонкам проще встать на рассвете, совы просыпаются на несколько часов позже.
Спальню нужно оформить так, чтобы она не раздражала сознание. Цветовая гамма должна быть приглушенной и спокойной. Не стоит устанавливать яркое освещение, окна лучше завесить шторами. Спать удобнее на ортопедическом матрасе, мягких подушках и белье из натуральных материалов.
Но отдых — это не только сон. После наряженного рабочего дня нужно выбрать время, чтобы расслабиться. В этом поможет спокойная музыка, медитация. Некоторые предпочитают читать книги или смотреть фильмы. Важно, чтобы занятие успокаивало и настраивало на позитивное мышление.
Укрепление иммунитета
Если у человека слабый иммунитет, он будет постоянно болеть. Его организм не сможет сопротивляться вирусам и бактериям. Но его можно сделать крепче — нужно отказаться от вредных привычек и делать прививки. Не стоит заниматься самолечением, это отрицательно сказывается на организме.
Укреплению иммунитета способствуют разные процедуры:
- воздушные и солнечные ванны;
- обтирания;
- контрастный душ;
- прогулки босиком;
- обливание холодной водой.
Солнечные и воздушные ванны улучшают состояние кожи и волос. Но злоупотреблять ими не стоит. Долгое нахождение под солнцем может привести к появлению ожогов. А прогулки в холодную погоду — к простудам. Летом с помощью массажной рукавицы можно проводить обтирания.
Прогулки босиком заменят массаж стоп, а контрастный душ (чередование холодной и горячей воды) улучшает состояние сосудов, делает кожу более эластичной. К обливаниям нужно привыкать постепенно. С каждым разом необходимо использовать более холодную воду, а после процедуры обязательно насухо вытираться.
Эмоциональное состояние
Важная составляющая здоровья — это эмоциональное состояние. Плохое настроение и частые стрессы приводят к нервным срывам. Тогда у человека может пропасть аппетит и сон, некоторые начинают курить и даже употреблять алкоголь, чтобы расслабиться.
Специалисты в области психологии рекомендуют использовать другие приемы:
- позитивное мышление;
- здоровое общение;
- контроль над эмоциями.
В любой плохой ситуации можно увидеть что-то хорошее. Позитивное мышление позволяет проще переживать стрессы. Здоровое общение с окружающими должны выстраиваться на взаимности. Не стоит пытаться разговорить человека, если у него плохое настроение. Нельзя постоянно находиться в социуме, нужно выделить время и для себя. Одиночество в небольших дозах полезно. Контролировать эмоции необходимо, чтобы не проявлять агрессию по отношению к близким. Выказывать свое недовольством можно и без крика.
Личная гигиена
Обязательно нужно включить в реферат, презентацию или сообщение про ЗОЖ информацию о пользе личной гигиены. Важно ухаживать за собой, в противном случае организм будет страдать. Ежедневные процедуры несложные:
- чистка зубов;
- купание;
- уборка в доме;
- стирка одежды;
- мытье посуды.
Каждый день необходимо дважды чистить зубы, а раз в полгода посещать стоматолога. Водные процедуры также должны быть регулярными — умывание, прием ванны или душа.
Важно следить и за чистотой в доме. Все ненужные вещи лучше раздать другим, продать или просто выбросить. Ежедневно необходимо вытирать пыль, проветривать все комнаты. Полезной будет и влажная уборка. Следить нужно и за чистотой одежды и обуви. А также это касается полотенец, постельного белья.
Посуду следует мыть сразу после приема пищи, чтобы на ней не размножались бактерии.
Формирование полезных привычек
Дети находятся на содержании и попечении родителей до 18 лет и больше, а также на них оказывают влияние педагоги. Взрослые должны с малых лет прививать ребенку полезные привычки.
В школах проводят регулярные занятия по физкультуре, но и дома можно устраивать семейные прогулки. А летом детей отправляют в оздоровительные лагеря или санатории. Регулярно с ребенком нужно посещать поликлиники и проходить комплексные осмотры, делать необходимые прививки.
Родители отвечают за питание детей. Именно они выбирают продукты и составляют меню. В рационе ребенка должны присутствовать овощи и фрукты, мясо и рыба, молочные продукты и яйца, каши.
На собственном примере взрослые показывают, как нужно ухаживать за собой и своим домом. Генеральную уборку или стирку можно представить в виде игрового проекта. Так детям будет интереснее помогать родителям.
Приобщение к ЗОЖ должно иметь только одну цель — улучшение здоровья и качества жизни. Если взрослым и детям не нравится выполнять какие-то упражнения, употреблять определенный продукт, то делать этого не стоит. Правильный образ жизни должен приносить радость, улучшать эмоциональное состояние.
Приобщаться к новым привычкам нужно постепенно, чтобы это не было стрессом для организма. Со временем станет заметно, что здоровье улучшается, болезни отступают. Будет легче достигать поставленных целей, ведь выработается сила воли и появится желание что-то в себе изменить. Благодаря внутреннему спокойствию и хорошему физическому состоянию станет проще работать, а отдых будет более интересным.
Источник
Открытый урок окружающего мира по теме «Правила здоровой жизни»
(по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой Окружающий мир.4 класс. – М.: Вентана – Граф, 2008.)
1. Дать понятие о здоровом образе жизни.
2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье — главные ценности, которыми обладает человек.
3. Ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.
4. Воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.
Оборудование: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш; мультимедиа “Правила здоровой жизни”, учебники, рабочие тетради “Окружающий мир.4 класс” №1 (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова).
I. Организация класса, постановка целей и задач урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела курса “Окружающий мир”. О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:
Хорошо если есть его много.
Но за деньги его не купить,
Не страшна с ним любая дорога,
С ним приятно и весело жить.
А когда вдруг его не хватает,
Атакует ужасный недуг,
Процедуры нам врач назначает,
И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)
Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать.
(Демонстрация титульного слайда)
П. Актуализация прежних знаний.
1. Беседа о здоровье.
Учитель: Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем “-здрав-” (“-здоров-”): “Здравствуйте!”, “Как ваше здоровье?”, “Доброго здоровья!”, “Будьте здоровы!”.
Учитель: Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: “Здоровый нищий богаче короля”. Как вы объясните это высказывание?
Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?
Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.
Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не
болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?
Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло, ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?
Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.
Учитель: Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического развития человека, и его хорошее эмо-циональное состояние. Обратите внимание, какое определение здоровья дает “Толковый словарь” С.И.Ожегова:
“Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие”.
Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.
Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь.
Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.
2. Ознакомление с результатами исследования.
Со 2 по 30 сентября вы все проходили обследование по программе Ассоциации “Народный Спорт-Парк” Центра “Человеческие ресурсы” (г. Москва, руководитель программы В.А.Орлов). Давайте ознакомимся с результатами. Что вы можете о них сказать?
(Демонстрация слайда “Характеристика группы пациентов”)
1. Мы видим, что много нарушений обнаружено в “Индексе осанки” и “Общей работоспособности” класса, больше половины – 61%.
2. Практически у всех ребят плохая зрительно-двигательная реакция – 90%.
3. Средний ИФС в нашем классе составляет 3 балла из 6 возможных.
Учитель: Значит, наша задача – к концу года улучшить свое физическое состояние, а потому давайте сегодня начнем разговор о том, какие факторы влияют на здоровье и помогают нам его сберечь на всю жизнь.
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа о режиме дня.
Учитель: Вам уже знакомо понятие “режим дня”. Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему? (Ответы детей).
Учитель: Режим дня — это форма организации деятельности человека в течение суток.
(Демонстрация слайда “Режим дня (определение)”)
Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.
(Демонстрация слайда “Режим дня” (картинки))
Дети читают подсказки на с. 51 учебника.
2. Практическая работа “Составление режима дня”
Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.
(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобой)
Занятия в школе —
Утренняя зарядка, туалет —
Ужин, прогулка, свободные занятия —
Приготовление ко сну —
Дорога из школы домой —
Учитель: Сравните свою работу с образцом
(Демонстрация слайда “Режим дня”)
Режим дня для школьников, которые учатся в первую смену
Пробуждение- | 7.00 |
Утренняя зарядка, туалет — | 7.00 — 7.30 |
Завтрак — | 7.30 — 7.50 |
Дорога в школу — | 7.50 — 8.20 |
Занятия в школе — | 8.30 — 12.30 |
Дорога из школы домой — | 12.30 — 13.00 |
Обед- | 13.00-13.30 |
Прогулка — | 13.30 — 14.30 |
Приготовление уроков — | 14.30-17.30 |
Ужин, прогулка, свободные занятия — | 17.30 — 21.00 |
Приготовление ко сну — | 21.00 — 21.30 |
Сон- | 21.30-7.00 |
Режим дня для школьников, которые учатся во вторую смену
Пробуждение- | 7.30 |
Утренняя зарядка, туалет — | 7.30 — 8.00 |
Завтрак- | 8.00-8.30 |
Приготовление уроков — | 8.30 — 11.30 |
Прогулка на воздухе — | 11.30-12.30 |
Обед- | 12.30-13.00 |
Дорога в школу — | 13.00 — 13.20 |
Занятия в школе — | 13.20 — 17.30 |
Дорога из школы домой — | 17.30 — 18.00 |
Ужин, прогулка, свободные занятия — | 18.00 — 21.00 |
Приготовление ко сну — | 21.00-21.30 |
Сон- | 21.30-7.30 |
Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и допол-нения, но самое главное — он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.
Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья.
(Демонстрация слайда “Нормальные значения компонентов режима дня”)
Нормальные значения компонентов режима дня:
V. Продолжение работы над новым материалом.
1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.
Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам — мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?
Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.
Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно — страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?
Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном.
2. Определение условий здорового сна.
Учитель: Как же организовать свое время перед сном? Откройте рабочие тетради “Окружающий мир”, найдите задание №63 на странице 23. Выберите правильные выска-зывания, отметив их “V”.
(Демонстрация слайда “Задание”)
Спать нужно в тихом нежарком помещении.
Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры.
Для сна нужно надевать свободную одежду.
Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.
Комната должна быть душной и тёплой.
Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
(Демонстрация слайда “Время перед сном”)
Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):
— не слушай громкую музыку перед сном;
— не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;
— не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись
занятиями, успокаивающими нервную систему;
— не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
— выключи свет, телевизор.
3. Работа с художественным произведением
(репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”)
Учитель: Здоровый образ жизни описан мастерами слова, кисти, скульптуры. Посмотрите на репродукцию картины Т.Н.Яблонской “Утро”. На знаменитом полотне изображена дочь художницы Елена, делающая гимнастику. Посмотрите, какая она милая и изящная. Как художница передала радость человека, который с хорошим настроением встречает новый день. Какие эмоции вызывает у вас работа кисти великой художницы?
Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?
Дети: 1. Четкий и правильный режим дня.
Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:
“Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…”
VII. Задание на дом: с. 50 – 53 (учебник), с. 22 – 23 (рабочая тетрадь)
Источник