Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Организация групп здоровья
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н. Толстой
Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.
С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.
Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.
В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:
— степень функционирования основных систем организма;
— отсутствие или наличие хронических заболеваний;
— степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
— степень гармоничности физического развития;
— уровень физического развития.
В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:
Группа здоровья
Характеристика
I группа состояния здоровья
здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений
II группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
— с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
— часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
— с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
III группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда
IV группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда
V группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
— дети-инвалиды.
На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.
Медицинская (физкультурная) группа
Характеристика
Занятия физкультурой
Основная медицинская группа
(I группа)
это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
— без нарушений состояния здоровья и физического развития;
— с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная медицинская группа
(II группа)
это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
— имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
— входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа А
(III группа)
это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
— с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
— с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
— разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
Специальная медицинская группа Б
(IV группа)
— имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
— рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
— с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
— с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
— инвалиды.
— Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.
рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.
По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.
Состояние групп здоровья за 3 года
Источник
На что влияет группа здоровья ребенка, и как ее определяет врач
Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 групп здоровья.
Здоровье детей оценивают по следующим показателям:
1. Особенности развития (генеалогический, биологический и социальный анамнез – данные, полученные при осмотре пациента).
2. Уровень физического и нервно-психического развития.
3. Степень сопротивляемости организма болезням.
4. Уровень функционального состояния основных систем организма.
5. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
Учитывая каждый пункт, педиатр определяет группу здоровья ребенка и заносит ее в медицинскую карту.
«Группа здоровья» – условный термин. В медицинской практике он используется для составления планов мероприятий по оздоровлению и обучению детей. Для детей младшего и дошкольного возраста существует 5 таких групп.
В первую группу входят дети, у которых отсутствуют отклонения в состоянии здоровья. Физическое развитие таких малышей гармоничное и соответствует их возрасту, они редко болеют, болезни протекают легко.
Вторая группа включает детей, имеющих какие–либо функциональные нарушения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, нарушение осанки легкой степени, незначительный дефицит или избыток массы тела. Эти дети болеют до четырех раз в год.
К третьей группе здоровья относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (организм обеспечивает приспособление к изменениям вследствие заболевания).
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие).
К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. В эту группу также включают детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие ребята обычно не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля.
Группу здоровья ребенка необходимо знать инструкторам ЛФК, учителям физкультуры. В зависимости от нее школьнику подбираются подходящие физические нагрузки и определяется медицинская группа по физкультуре: основная, подготовительная и специальная.
К основной относятся ученики с абсолютным здоровьем. Они могут заниматься в различных кружках и секциях, участвовать в соревнованиях.
Вторая группа – практически здоровые дети, имеющие некоторые отклонения в здоровье и входящие в группу риска (например, с пищевой аллергией). Также сюда относят физически слабо подготовленных детей. Для таких ребят подходят упражнения с постепенным освоением программы.
В специальных медицинских группах занимаются дети с хроническими заболеваниями. Для них допустимы занятия ЛФК.
Группа здоровья ребенка может измениться со временем. Например, малыш болел дискинезией желчевыводящих путей. Если он прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его могут снять с диспансерного учета и перевести в другую группу здоровья.
Источник