2007 год здоровья ребенка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»
О стандартах медицинской помощи больным см. справку
В соответствии со статьей 38 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Суда Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) и в целях дальнейшего совершенствования организации медико-санитарной помощи детям в течение первого года жизни приказываю:
1. Утвердить стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно приложению.
2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации руководствоваться настоящим приказом при организации диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.
Министр | М.Ю. Зурабов |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 апреля 2007 г. N 307
Стандарт диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни
N п/п | Вид деятельности | Дородовый патронаж беременной | Возрастные периоды | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
новорожденный | 1 месяц | 3 месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 12 месяцев | |||||||||
врач-педиатр | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | врач-педиатр | врачи-специалисты «*» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. | Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья, в том числе: | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.1. | сбор и оценка данных генеалогического анамнеза | + | + | |||||||||||
1.2. | сбор и оценка данных биологического анамнеза | + | + | |||||||||||
1.3. | сбор и оценка данных социального анамнеза | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.4. | выявление групп риска | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.5. | прогноз состояния здоровья и развития ребенка | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
1.6. | направленность риска | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
2. | Оценка сведений за период, предшествующий осмотру | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Оценка физического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
4. | Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР), в том числе: | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
4.1. | диагностика НПР | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4.2. | оценка НПР с определением вариантов группы развития | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4.3. | выделение групп риска | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
5. | Оценка резистентности, в том числе: | + | + | + | + | + | + | |||||||
5.1. | анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний | + | + | + | + | + | + | |||||||
6. | Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе: | + | + | невролог +, детский хирург+, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | ||
6.1. | выявление жалоб | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.2. | осмотр по органам и системам | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.3. | оценка ЧСС, ЧД и АД | + | + | + | + | + | + | |||||||
6.4. | сбор сведений и оценка поведения ребенка | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
6.5. | выделение групп риска по отклонениям в поведении | + | + | невролог + | + | невролог + | + | невролог +/- | + | + | невролог + | |||
6.6. | оценка результатов лабораторных исследований и др. методов исследования, в том числе: | + | + | + | + | |||||||||
— анализ крови; | + | + | ||||||||||||
— анализ мочи; | + | + | ||||||||||||
— аудиологический скрининг; | ||||||||||||||
— УЗИ, | + | |||||||||||||
в том числе: тазобедренных суставов; | + | + | ||||||||||||
— ЭКГ | + | + | + | |||||||||||
7. | Заключение о состоянии здоровья, в том числе: | + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | ||
7.1. | направленность риска, группа риска | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.2. | оценка физического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.3. | оценка нервно-психического развития | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.4. | оценка резистентности | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.5. | оценка функционального состояния и поведения | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.6. | прогноз адаптации | + | + | + | + | + | + | |||||||
7.7. | диагноз, группа здоровья | + | + | + | + | + | + | |||||||
8. | Рекомендации, в том числе по следующим разделам: | + | + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +/- | + | невролог +, | + | невролог +/- | + | детский стоматолог +, детский хирург + | + | невролог +, детский хирург +, травматолог-ортопед +, офтальмолог +, детский стоматолог +, оториноларинголог + | |
8.1. | санитарно-гигиенические условия | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.2. | режим | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.3. | вскармливание и питание | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
8.4. | физическое воспитание и закаливание | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.5. | воспитательное воздействие | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.6. | рекомендации по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.7. | рекомендации по профилактики пограничных состояний и их прогрессирования | + | + | + | + | + | + | |||||||
8.8. | лабораторные и др. методы исследования, в том числе: | + | + | + | ||||||||||
— анализ крови; | + | + | ||||||||||||
— анализ мочи; | + | + | ||||||||||||
— аудиологический скрининг; | + | |||||||||||||
— УЗИ, | + | |||||||||||||
в том числе: тазобедренных суставов; | + | |||||||||||||
— ЭКГ | + | |||||||||||||
8.9. | немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции отклонений в здоровье и развитии (при их наличии) | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | ||
8.10. | по постановке на диспансерный учет и наблюдение по учетной форме N 030/у | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- | +/- |
Примечания: 1. Знак «+» обозначает необходимость проведения соответствующего вида деятельности в определенный возрастной период.
2. Знак «+/-» обозначает возможность проведения соответствующего вида деятельности только при наличии медицинских показаний в определенный возрастной период.
3. Знак «*» обозначает возможность проведения консультаций ребенка врачами — специалистами, не указанными в данном стандарте, при наличии медицинских показаний и с учетом состояния здоровья ребенка.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»
Источник
2007 год – год ребенка
В конце мая этого года на встрече с одаренными детьми Мэр Москвы Юрий Лужков высказал мысль, что будущий 2007 год будет полностью посвящен детям, решению их проблем, и год даже название будет носить — «Год ребенка».
Следует отметить, что заявив о Годе ребенка, Мэр перечислил Семь правил, которые должны были стать своеобразной стержневой основой этого необычного Года. По мнению руководителя города, Москва в течение 2007 года должна сделать колоссальный шаг в своем социальном развитии, чтобы ее по праву можно было назвать:
- Городом реальных прав и открытых возможностей,
- Городом культуры и знаний,
- Городом удобным и радостным,
- Городом новейших технологий,
- Городом спорта и здоровья,
- Городом мира и любви,
- Городом безопасным.
Мэр также озвучил размер финансовых вложений, подкрепляющих программу будущих действий в этом направлении (около’ 10 миллиардов рублей), а также дал поручение в кратчайшие сроки разработать и вынести на заседание Правительства Москвы Комплексную программу по Году ребенка. Программу, которая по своей сути и назначению стала бы поистине Всемосковской.
Рассматриваемая сегодня Программа — по своему уникальный документ. «Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год» — это и свод мероприятий, и свод правил, позволяющих поставить жизнь в мегаполисе на быстрые и красивые «детские рельсы».
Что характерно, Программа своей серьезностью и основательностью не дает ни малейшего шанса, чтобы кто-то из многочисленных ее исполнителей положил на «детские рельсы» игрушечные вагоны. Программа нацеливает структурные подразделения Правительства Москвы, округа и управы города, промышленные предприятия и вузы, бизнес структуры, все столичное сообщество на активную и конкретную работу. Это ответ Москвы на задачи, поставленные Президентом РФ В.В.Путиным в Послании к Федеральному Собранию в части улучшения демографической ситуации.
«Большие перемены»
Предполагается, что благодаря этой новой Всемосковской Программе, в столице произойдут большие перемены.
Вопросы улучшения положения семей с детьми, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширение предоставления адресной помощи семье в воспитании детей всегда являлись приоритетными для Правительства Москвы.
В столице успешно реализуются конкретные городские программы по социальной защите семьи, женщин и детей, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий семьям, имеющим детей.
Так только в рамках Комплексной программы мер социальной поддержки жителей Москвы, в которой предусматриваются конкретные виды и объемы мер социальной поддержки, в 2006 году на меры социальной поддержки семей с детьми запланировано более 25 млрд. руб.
В 2005-2006 гг. дальнейшее совершенствование получила нормативно-правовая база по вопросам семьи и детства. Принятые законы города гарантируют москвичам, особенно малообеспеченным, получение весьма ощутимой адресной помощи в виде пособий, компенсаций и натуральных льгот.
Значимыми показателями для города являются устойчивые тенденции снижения младенческой смертности, увеличения количества зарегистрированных браков и уменьшения количества разводов. Последний показатель является очень важным, прежде всего потому, что стабильность брака является одним из условий повышения рождаемости. В 2005 году по сравнению с 2000 годом рождаемость в городе выросла на более 20 тыс.человек ежегодно.
Вместе с тем, данные официальной статистики не являются утешительными, т.к. на каждые девять зарегистрированных браков в Москве приходится более пяти официальных разводов. В результате разводов более 18 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей. Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных семей, приводит к ограничению рождаемости.
Тревожным остается факт, что московская семья — малодетна, ее средний размер составляет 2,8 чел.
Исходя из этого, основными целями и задачами Комплексной программы являются:
- Формирование среды в городе, доброжелательной к детям, создание условий для удобного, комфортного и безопасного проживания детей в городе, защита прав и интересов ребенка.
- Оказание государственной поддержки семьям с детьми:
- в области социальной защиты
- в области здоровья и физической культуры
- в области образования и занятости
- в области культуры, организации досуга и отдыха.
- Повышение престижа института семьи
- Содействие в решении жизненных проблем семей с детьми.
- Развитие системы семейных форм воспитания.
Особый акцент Программа делает на проблеме здоровья матери и ребенка. Заметно, что мерам, направленным на охрану здоровья матери и ребенка, развитие медицинской службы и родовспоможения, профилактику и снижение детской заболеваемости, будет уделено самое пристальное внимание. Департаменту здравоохранения поставлена задача о 100 % диспансеризации детей. Для всех юных москвичей будет предложен «Паспорт здоровья», который будет не только ежегодно констатировать состояние здоровья, но и определять в случае необходимости планы оздоровления, реабилитации, организации отдыха и физических занятий.
Тенденции в области защиты материнства и детства в столице в настоящее время действительно неплохие. Рождаемость в городе из года в год растет. Столичное здравоохранение принимает самые активные меры по борьбе с младенческой смертностью и в последнее время достигло убедительных показателей. Сегодня младенческая смертность в Москве составляет 5,9%, что соответствует европейскому уровню.
Судя по Программе, в 6-ти детских больницах будут созданы необходимые условия для совместного пребывания детей с родителями, для чего будет проведена реконструкция отделений детских городских больниц — Морозовской, Измайловской, Св. Владимира, им. Филатова, детских корпусов ГКБ № 70 и № 67.
На новый качественный уровень будет выведена высокотехнологичная медицинская помощь. В этих целях будет проведено дооснащение детских больниц компьютерными ЯМР-томографами, дооборудование женских консультаций и родильных домов ультразвуковыми аппаратами и биохимическими и гематологическими анализаторами, отделений новорожденных в родильных домах и детских больницах наркозно-дыхательной аппаратурой, реанимационными системами, кувезами для новорожденных.
В столице будет обеспечено расширение возможностей оказания специализированной помощи бездетным семьям, усилив индивидуальное медицинское сопровождение москвичей, желающих иметь детей.
Планируется провести проектирование и строительство новых корпусов 3-х детских санаториев, капитального ремонта акушерских стационаров в родильных домах и др.
Одним из приоритетов деятельности городских властей должен стать принцип максимального обеспечения возможностей для полного и гармоничного развития детей, становление ребенка как духовно богатой личности.
Совершенствование системы художественного образования, приобретение детьми глубоких знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей поможет детям глубже познавать окружающий мир, сохранить национальные традиции, сформировать у них уважительное отношение к старшему поколению и своей стране. Это полностью соответствует задачам, поставленным президентом в Послании Федеральному Собранию. Это, может быть, основа основ как семейной, так и государственной политики. Деньги должны вкладываться в гармонично развивающуюся личность.
В течение года в столице планируется расширить сеть учреждений культуры, библиотек и дополнительного художественного образования, сделать более доступными для детей театры, выставочные площадки. При этом, учреждения культуры должны быть не только максимально приближены и доступны детям, но и сориентированы на организацию совместного семейного досуга, что будет способствовать укреплению института семьи.
Будут двукратно увеличены средства, направляемые из бюджета города на финансирование программы бесплатного посещения театров и музеев учащимися школ.
Будет проведено дополнительное оснащение музыкальными инструментами для обучения детей в музыкальных школах, 80% имеющегося изношенного арсенала музыкальных инструментов будут заменены на новые.
Город позаботится, чтобы культом для московских детей стал здоровый образ жизни. Дополнительно к существующим планам, предусмотренным различными целевыми программами, будут построены физкультурно-оздоровительные комплексы и дворовые спортивные площадки, расширена сеть бесплатных спортивных секций для детей, увеличено количество спортивных турниров, в т.ч. дворовых.
Не менее важная задача — создание условий для безопасного проживания в городе. Для этого планируется разработать программу обучения поведению детей в мегаполисе, в том числе правилам поведения на дорогах и улицах, в местах массовых мероприятий. Дети не должны погибать или становиться инвалидами от неумения жить в большом городе. В этих целях, в каждом округе будут построены автогородки, где дети получат необходимые для жизни навыки и знания.
Город призван стать удобным и комфортным для жизнедеятельности каждого ребенка, а для этого необходимо создать систему обустройства домов, транспорта, учреждений образования, детских кафе и др. Так, подъезды домов, объекты социальной сферы должны быть обеспечены пандусами и специальными рекреационными зонами, обустроенными для хранения детских колясок и велосипедов.
«Мотивация роста»
Это понятие должно стать внутренней духовной пружиной реализации Программы. Общество должно реально осознать мотивы объявления Года ребенка, мотивы такой серьезной заботы города о юных гражданах. Ибо только поняв мотивы этой колоссальной социальной и общественной работы, можно достичь тех крупных целей, которые декларируются в Программе. Мотивы детского роста, строительство и развитие города будущего должны стать программой действий для каждого жителя столицы, в независимости от его статуса и социального положения. Только в этом случае, по мысли разработчиков и вдохновителей Программы можно достичь намеченных целей.
В качестве реальных результатов от реализации Программы ее разработчики (а главным является Комплекс социальной сферы Правительства Москвы) называют:
- Повышение качества жизни семей с детьми посредством значительного увеличения мер социальной поддержки семей с детьми, в т.ч. увеличение основных видов денежной, натуральной и другой адресной помощи семьям с детьми ежемесячно (на каждого ребенка): для многодетных семей — более чем на 3 тыс. рублей, для семей с ребенком-инвалидом — на 6 тыс. рублей; для приемных семей — на 10 тыс. рублей.
- Увеличение рождаемости
- Дальнейшее снижение младенческой смертности
- Улучшение качественных показателей здоровья детей
- Полное обеспечение нуждающихся в детских дошкольных учреждениях
- Предоставление сбалансированного и качественного питания учащихся образовательных учреждений и студентов среднего профессионального образования, обеспечение режима бесплатного питания для учащихся 1-4 классов и всех детей из малообеспеченных и многодетных семей
- Гарантированное получение детьми обязательного среднего (полного) общего образования, создание условий для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное образование
- Обеспечение доступа в Интернет для всех детей
- Создание в городе принципиально новых центров, формирующих у детей мотивацию к знаниям, открытиям, исследованиям, предполагающих реализацию механизмов поощрения развития интеллекта.
- Предоставление детям в возрасте до 18 лет из многодетных семей бесплатного лекарственного обеспечения
- Обеспечение проведения 100 % диспансеризации детей с целью качественного улучшения состояния здоровья детского населения
- Значительное расширение форм и методов проведения иммунизации детского населения, оказания высокотехнологичной помощи в детских медицинских учреждениях и родильных домах
- Значительное развитие семейных форм воспитания — существенное увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.
- Увеличение в 2 раза количества детей, бесплатно посещающих театры и музеи
- Обеспечение жилыми помещениями семей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период до 01.03.2005 г. и имеющие пять и более детей
- Увеличение объемов предоставления жилья по программе «Молодой семье — доступное жилье» до 370 тыс. кв. м.
- Оборудование дворовых территорий детскими игровыми и спортивными площадками, соответствующим современным требованиям комфортности и безопасности, включая реализацию мероприятий по беспрепятственному к ним доступу для различных групп детей-инвалидов
- Увеличение обеспеченности населения крытыми объектами физкультуры испорта местного уровня вблизи жилья с 12% до 22% от норматива, плоскостных сооружений физкультуры и спорта на дворовых территориях с 70% до 80% от норматива.
- Открытие в каждом округе столицы автогородка в целях приобретения детьми навыков безопасного поведения на улицах города.
Следует подчеркнуть, что за ходом реализации новой Всемосковской Программы будет следить специальный Общественный наблюдательный Совет, который, как и на примере с «монетизацией льгот» будет не только выполнять функции барометра.
Источник